1 ноября 2018 года Комиссией по ценным бумагам и фьючерсам (SFC) было опубликовано «Заявление о нормативной базе для менеджеров портфелей виртуальных активов, фондовых дистрибьюторов и операторов торговой платформы»[1] (Заявление о нормативной базе), в котором излагаются регулятивные стандарты, применяемые в отношении менеджеров портфелей виртуальных активов и дистрибьюторов виртуальных фондов. SFC уже выпустила ряд предупреждений о рисках, связанных с виртуальными активами. Тем не менее, возможность Комиссии регулировать деятельность, связанную с виртуальными активами, ограничена тем фактом, что сфера регулирования SFC не распространяется на многие виртуальные активы, которые не являются «ценными бумагами» или «фьючерсными контрактами» в рамках определений в соответствии с Положением о ценных бумагах и фьючерсах (SFO).

Однако, учитывая проблемы защиты инвесторов, связанные с виртуальными активами, а также повышенный интерес к фондам, инвестирующим в виртуальные активы, последний регулятивный подход, представленный Комиссией, направлен на расширение компетенции SFC настолько, насколько это позволяет существующее законодательство.

Новый регулятивный подход изложен в следующих документах:

I. Менеджеры портфелей виртуальных активов

Регулирование до ноября 2018 года

  • «Управление активами», требующее лицензии 9 типа, определяется как управление портфелем ценных бумаг или фьючерсных контрактов. Фирмы, которые управляют портфелями[4] и инвестируют исключительно в виртуальные активы, не являющиеся «ценными бумагами» или «фьючерсными контрактами» (виртуальные активы «Non-SF»), такие как «Bitcoin» и «Ethereum», не были обязаны получать лицензию 9 типа. Однако им необходимо было получить лицензию на регулируемую деятельность по 1 типу (операции с ценными бумагами), если они распределяли фондовые средства с инвестированием исключительно в виртуальные активы «Non-SF». Фонд является «схемой коллективных инвестиций», понятие которого входит в определение «ценных бумаг», и, следовательно, распределение средств фонда является сделкой с ценными бумагами независимо от того, являются ли базовые активы фонда ценными бумагами или нет.
  • Фирмы, управляющие фондом или фондами, нуждались в лицензии 9 типа независимо от того, инвестированы ли основные средства исключительно в виртуальные активы «Non-SF» или нет. Основные фонды являются схемой коллективных инвестиций, которые являются ценными бумагами, а их управление представляет собой управление активами.
  • Фирмы с лицензией 9 типа для управления портфелями ценных бумаг и/или фьючерсными контрактами, которые дополнительно управляли портфелями, полностью или частично включающими инвестиции в виртуальные активы «Non-SF», не подпадали под нормативные требования, регулирующие управление портфелем или его частью, относящейся к виртуальным активам «Non-SF».
  • Лицензированные лица должны были уведомить SFC перед тем, как предоставлять услуги, связанные с торговлей или управлением виртуальными активами, согласно циркуляру SFC от 1 июня 2018 года, на основании того, что это представляет собой существенное изменение типа бизнеса, о котором должно быть сообщено в соответствии с Правилами о ценных бумагах и фьючерсах (лицензирование и регистрация).

Регулирование после ноября 2018 года

Обоснованием последней позиции по вопросу регулирования SFC является то, что лицензированные менеджеры портфелей виртуальных активов должны соответствовать тем же стандартам регулирования, даже если портфели или часть портфеля, находящихся под их управлением, полностью или частично включают виртуальные активы, и независимо от того, являются ли виртуальные активы ценными бумагами или фьючерсными контрактами.

Сфера регулирования

SFC установит новые условия лицензирования для:

  1. Фондовых менеджеров с лицензией 9 типа, которые:
    1. помимо управления портфелями ценных бумаг и/или фьючерсных контрактов также управляют портфелями виртуальных активов «Non-SF»; а также
    2. намерены инвестировать 10% или более валовой стоимости активов (GAV) портфелей, находящихся под их управлением, в виртуальные активы.
  2. Дистрибьюторов фондов с лицензией 1 типа, которые управляют или планируют управлять только виртуальными активами «Non-SF».

Однако условия лицензирования не распространяются на:

  1. Лицензированные лица, которые управляют только средствами, инвестированными в фонды, инвестирующие в виртуальные активы (т. е. фонды фондов); или же
  2. Лицензированные лица, которые управляют портфелями и назначение которых заключается в том, чтобы инвестировать в основном в ценные бумаги и/или фьючерсные контракты, где инвестиции в виртуальные активы превышают 10% от стоимости чистых активов (NAV) в результате увеличения цен на эти виртуальные активы, находящиеся в одном или нескольких портфелях. Лицензированное лицо должно предпринять все разумные шаги для снижения доли портфельных инвестиций в виртуальные активы — менее 10% GAV. Если, однако, ожидается, что эта ситуация не изменится (то есть виртуальные активы будут и далее превышать 10% от GAV), лицензированное лицо должно проинформировать об этом SFC, которая рассмотрит вопрос о применении условий лицензирования. Неуведомление SFC может привести к дисциплинарному взысканию.

Как и ранее, менеджер фонда, который управляет только инвестициями в виртуальных активах «Non-SF», не должен получать лицензию 9 типа. Однако ему необходимо получить лицензию 1 типа для распределения средств фонда, при этом такой менеджер должен соблюдать лицензионные условия, поскольку он управляет фондом.

Условия лицензирования

Стандартные условия, которые должны применяться в качестве условий лицензирования, изложены в Стандартах регулирования лицензированных лиц, управляющих портфелями виртуальных активов (Приложение 1 к Заявлению о нормативной базе) и кратко приведены ниже.

1. Тип инвестора

Только профессиональные инвесторы в соответствии с SFO могут инвестировать в портфель:

  1. главной целью которого является инвестирование в виртуальные активы; или
  2. имеется намерение инвестировать 10% от GAV портфеля или более в виртуальные активы.

    Это ограничение не применяется к фондам, авторизованным SFC для розничной торговли согласно правилу 104 SFO.

2. Раскрытие информации инвесторам

Все возможные риски должны быть четко раскрыты потенциальным инвесторам и дистрибьюторам, назначенным для распределения средств виртуальных активов.

3. Охрана активов

Лицензированные лица должны будут:

  1. Оценивать и выбирать наиболее подходящий способ хранения (например, хранить активы самостоятельно, с привлечением третьих лиц) с учетом преимуществ и недостатков хранения виртуальных активов в разных местах посредством «горячих кошельков», «холодных кошельков» и «углубленных холодных кошельков»), учитывая среди прочего следующие факторы:
    1. простота доступа к виртуальным активам, то есть время, необходимое для перевода виртуальных активов на торговую площадку; а также
    2. безопасность места хранения, то есть существуют ли надлежащие гарантии для защиты от внешних угроз, таких как кибератаки.
  2. Проявить должное умение, заботу и усердие при выборе, назначении и проведении постоянного мониторинга мест хранения (хранителей) с учетом следующих критериев:
    1. опыт и послужной список в предоставлении услуг по хранению виртуальных активов;
    2. нормативный статус, и, в частности, регулирование деятельности по хранению виртуальных активов надзорным органом;
    3. структура корпоративного управления и опыт высшего руководства;
    4. финансовые ресурсы и страховое покрытие для компенсации клиентов в случае потери активов;
    5. операционные возможности и механизмы, например, «кошельки» для хранения и меры по управлению рисками в вопросах кибербезопасности.

    Если виртуальные активы хранятся у самого лицензированного лица, то ему дополнительно требуется:

    1. документально подтвердить причины самостоятельного хранения;
    2. осуществлять соответствующие меры по защите активов;
    3. обеспечить эффективную сегрегацию виртуальных активов от собственных активов лицензированного лица в случае несостоятельности;
    4. предпринять максимальные усилия для приобретения и обеспечения страхового покрытия виртуальных активов;
    5. раскрывать риски самостоятельного хранения для инвесторов.

4. Оценка портфеля

В настоящее время нет общепринятых принципов оценки виртуальных активов, в частности, токенов ICO. Однако условия лицензирования требуют, чтобы лицензированные лица проявляли должную осмотрительность при выборе принципов, методологий, моделей и стратегий оценки, которые уместны в сложившихся обстоятельствах и отвечают интересам инвесторов. Они также должны быть раскрыты инвесторам.

5. Управление рисками

Лицензированные лица должны будут устанавливать соответствующие лимиты для каждого продукта и рынка портфельных инвестиций и каждого контрагента, на которых распространяется данный портфель. Например, им следует рассмотреть вопрос об установлении ограничения на портфели инвестиций в неликвидные виртуальные активы и недавно выпущенные токены ICO. Периодическое стресс-тестирование должно проводиться для оценки влияния аномальных и значительных изменений рыночных условий.

Прежде чем совершать сделки с участием бирж виртуальных активов, лицензированные лица должны будут оценить надежность и целостность такой биржи с учетом следующих характеристик:

  1. опыт и послужной список;
  2. юридический или регулятивный статус, если таковой имеется;
  3. структура корпоративного управления и опыт высшего руководства;
  4. операционные возможности;
  5. механизмы (например, системы наблюдения), используемые для защиты от мошенничества и манипуляций в отношении продуктов, обращающихся на бирже;
  6. меры по управлению рисками в вопросах кибербезопасности;
  7. финансовые ресурсы и страховое покрытие.

Размещение на отдельных биржах виртуальных активов может быть ограничено установлением соответствующих правил.

6. Аудиторы

Независимый аудитор должен быть назначен для проверки финансовой отчетности управляемых фондов. При выборе аудитора лицензированное лицо должно будет рассмотреть опыт и возможности аудитора в области проверки на наличие и владение виртуальными активами и выяснения обоснованности их оценки.

7. Ликвидный капитал

Лицензионное лицо, которое владеет виртуальными активами «Non-SF», для портфелей, находящихся под его управлением, должен будет поддерживать требуемый ликвидный капитал не менее 3 млн. гонконгских долларов (или его переменный требуемый ликвидный капитал, в зависимости от того, что больше).

Требование об уведомлении

Заявление о нормативной базе требует, чтобы заявители на получение лицензии и лицензированные лица сообщали SFC о том, что они:

  1. в настоящее время управляют или планируют управлять одним или несколькими портфелями виртуальных активов; или
  2. намерены хранить виртуальные активы «Non-SF» портфелей, находящихся под их управлением.

Требование об уведомлении в соответствии с пунктом 1, указанном выше, применяется, даже если: (a) планируемые инвестиции в виртуальные активы составляют менее 10% GAV; или (б) вовлеченными виртуальными активами являются «ценные бумаги» или «фьючерсные контракты». Неуведомление SFC может рассматриваться как нарушение Правил о ценных бумагах и фьючерсах (лицензирование и регистрация).

Процесс лицензирования

Узнав, что фирма управляет или планирует управлять портфелями виртуальных активов, SFC проанализирует суть бизнес-деятельности фирмы. Если Комиссия посчитает, что фирма способна выполнить требуемые нормативные стандарты, она направит стандартные условия лицензирования фирме, которые могут быть изменены после обсуждений с фирмой в соответствии с ее конкретной бизнес-моделью. Существующим лицензированным лицам, которые не согласны соблюдать условия лицензирования, будет запрещено управлять портфелями виртуальных активов, и они должны будут отказаться от операций с виртуальными активами.

Новый заявитель на получение лицензии должен будет согласиться с предложенными условиями лицензирования, иначе его заявление будет отклонено.

II. Дистрибьюторы фондов виртуальных активов

Регулирование до ноября 2018 года

Фирмы, которые распределяют средства, инвестируемые (полностью или частично) в виртуальные активы в Гонконге, должны быть зарегистрированы для регулируемой деятельности 1 Типа (сделки с ценными бумагами) независимо от того, являются ли виртуальные активы ценными бумагами или фьючерсными контрактами.

Регулирование после ноября 2018 года

Как и ранее, дистрибьюторы фондов, инвестирующих в виртуальные активы, должны иметь лицензию 1 типа. Имеющие лицензию 9 типа менеджеры, которые также управляют распределением средств для инвестиций в виртуальные активы, могут полагаться на освобождение от необходимости получать лицензию 1 типа.

«Циркуляр для посредников: распределение фондов виртуальных активов» SFC (Циркуляр) обязывает лицензированных лиц, которые распределяют средства в виртуальных активах, соблюдать Кодекс поведения SFC для лиц, имеющих лицензию или зарегистрированных в SFC, включая требование обеспечить разумность любой рекомендации или заявления, сделанного в отношении клиента в соответствии с пунктом 5.2 этого Кодекса (в дополнение к Часто задаваемым вопросам по соблюдению обязательств соответствия лицензированных или зарегистрированных SFC лиц [5] и Часто задаваемым вопросам по инициированию обязательств соответствия [6]).

Циркуляр также устанавливает дополнительные требования, которые применяются к дистрибьюторам фондов виртуальных активов, которые:

  1. не авторизованы SFC для розничной торговли согласно разделу 104 SFO; а также
  2. имеют заявленную цель инвестирования в виртуальные активы или намерены инвестировать или уже инвестировали более 10% GAV в виртуальные активы (т.е. фонды, о которых лицензированному лицу известно или должно быть известно, инвестирующие более 10% их GAV в виртуальные активы на момент распределения средств фонда, если только не будет сообщено, что менеджер фонда намерен в ближайшем будущем сократить инвестиции фонда в виртуальные активы до 10% GAV или менее. Инвестиции в виртуальные активы могут быть прямыми или косвенными (т.е. через фонд фондов и фонды, которые инвестируют в производные финансовые инструменты, например, своп на совокупный доход, в основе которых находятся виртуальные активы).

Дополнительные требования

Дополнительные требования, предъявляемые к лицензированным лицам, распределяющим эти средства, заключаются в следующем:

  1. Ограничение продажи
    • только профессиональные инвесторы, как определено в соответствии с Положением о ценных бумагах и фьючерсах, должны быть вовлечены.
    • за исключением институциональных профессиональных инвесторов, остальные лицензированные лица должны оценить, имеют ли клиенты знания об инвестировании в виртуальные активы или схожие продукты, прежде чем совершать транзакцию от их имени. Они могут воздействовать только на транзакции для клиента без таких знаний, если это будет в интересах клиента. Для целей оценки знаний лицензированное лицо может принимать во внимание предыдущий инвестиционный опыт клиента в частном акционерном капитале или венчурном капитале, а также опыт инвестирования в старт-апы за предыдущие два года.
  2. Оценки концентрации
    • Лицензированные лица должны учитывать совокупную сумму, которую клиент инвестирует в виртуальные активы, не авторизованные SFC, чтобы иметь возможность разумно оценить собственный капитал клиента.
  3. Надлежащая проверка фондов виртуальных активов, не авторизованных SFC

    Лицензионным лицам необходимо будет провести тщательную проверку фондов, не авторизованных SFC, их фондовых управляющих и сторон, предоставляющих фонду торговые услуги и услуги хранения. Надлежащая проверка должна включать (но не ограничиваться) рассмотрение учредительных документов фонда и заполнение проверочной анкеты в дополнение к запросам фондовому менеджеру для получения глубокого понимания следующих моментов:

    1. В отношении фондового менеджера
      1. Общее
        • его предыдущий соответствующий опыт и, где возможно, послужной список его высшего руководства, включая его главных сотрудников по инвестициям, операциям, рискам и технологиям;
        • его нормативный статус, например, контролирует ли фондового менеджера какой-либо надзорный орган, а также его надежность;
        • его история соблюдения норм и правил, например, были ли приняты какие-либо дисциплинарные или регламентационные действия в отношении менеджера любыми регулирующими органами.
      2. Операционный/внутренний контроль и системы, например:
        • существует ли надлежащая сегрегация ключевых функций, таких как управление портфелем, управление рисками, оценка и хранение активов, и если нет такой сегрегации, то имеются ли какие-либо адекватные компенсационные меры для предотвращения злоупотреблений в такой ситуации;
        • лица, которые могут переводить активы из фонда или мест хранения, и какие гарантии существуют в отношении таких переводов;
        • ответственные лица и порядок согласования сделок и позиций, включая частоту согласования;
        • методология и лица, ответственные за контроль ценообразования и оценку обоснованности определенной цены каждого виртуального актива.
      3. IT -система
        • IT –инфраструктура фондового менеджера (например, анализ такой инфраструктуры с точки зрения безопасности и управления доступом).
      4. Управление рисками
        • процедуры управления рисками, включая лимиты предельной концентрации средств, процедуры управления рисками в отношении контрагентов, механизмы stop-loss заявок и стресс-тестирование;
        • политика управления риском ликвидности; а также
        • план по ликвидации последствий катастрофы.
    2. В отношении фонда
      1. целевые инвесторы фонда;
      2. перечень инструментов, которыми фонд намерен торговать или в которые инвестировать, а также какие-либо ограничения на объем владения ICO токенами, pre-ICO токенами или другими неликвидными или труднооцениваемыми инструментами;
      3. политика оценки фонда (особенно для ICO токенов, pre-ICO токенов или других неликвидных или труднооцениваемых инструментов);
      4. порядок хранения фондовых активов, в том числе политика распределения активов, подразумевающая их хранение в разных местах, таких как биржи, места хранения третьих лиц, «горячие кошельки» и «холодные кошельки»;
      5. использование финансовых рычагов и деривативов;
      6. целевой риск и доход фонда в год;
      7. основные риски (как описано в секции «Информация для клиентов» ниже);
      8. аудиторы фонда и проверенные финансовые отчеты, включая подтверждение того, что фонд получал в прошлом квалифицированное аудиторское заключение, а проверенные отчеты являются актуальными.
    3. В отношении контрагентов фонда
      1. юридический и регулятивный статус (независимо от того, регулируются ли они какими-либо компетентными органами, в частности, в вопросе осуществления хранения или торговли виртуальными активами);
      2. опыт и история работы с виртуальными активами;
      3. надежность IT-систем (включая меры по управлению рисками в вопросах кибербезопасности) и планы действий в чрезвычайных ситуациях;
      4. финансовая устойчивость и страховое покрытие, например, страхование для покрытия потерь активов клиентов.
  4. Предоставление клиентам информации

    Лицензированные лица должны предоставить клиентам следующую информацию относительно фонда и его основных инвестиций в виртуальные активы. Также необходимо предоставлять исчерпывающие предупреждения, связанные со следующими аспектами:

    1. Продолжающееся развитие и изменение виртуальных активов и то, как на это может повлиять развитие нормативного регулирования в мире;
    2. Волатильность цен;
    3. Потенциальная манипуляция ценами на биржах или торговых площадках;
    4. Отсутствие вторичных рынков для определенных виртуальных активов;
    5. Неурегулированность деятельности бирж, торговых платформ и мест хранения виртуальных активов на сегодняшний день;
    6. Риски при совершении сделок с участием эмитентов, частных покупателей/продавцов или через биржи или торговые площадки;
    7. Риск потери виртуальных активов, особенно если они хранятся в «горячих кошельках» [7];
    8. Вопросы кибербезопасности и связанные с технологиями риски.

Сравнение регулирования до и после ноября 2018 года

Деятельность

Регулирование до ноября 2018

Регулирование после ноября 2018

Фирмы, управляющие только портфелями виртуальных активов «non-SF»

Нет требования к лицензии 9 типа, но требуется лицензия 1 типа для деятельности по распределению средств

Нет требований к лицензии 9 типа, но требуется лицензия 1 типа для деятельности по распределению средств. Дополнительные условия для получения лицензии 1 типа будут налагаться на фирмы, управляющие или планирующие управлять виртуальными активами «Non-SF»

Фирмы, управляющие только фондом фондов, в котором любой из базовых фондов владеет виртуальными активами «Non-SF»

Требуется лицензия 9 типа

Требуется лицензия типа 9. Никаких дополнительных условий лицензирования не предусмотрено

Фирмы, управляющие портфелями, полностью или частично состоящими из инвестиций в виртуальные активы «Non-SF», и портфелями инвестиций в ценные бумаги или фьючерсные контракты, которые подразумевают инвестиции в виртуальные активы в объеме 10% от GAV или более

Требуется лицензия 9 типа

Применяются дополнительные условия лицензирования

Фирмы, распределяющие средства инвестиций в виртуальные активы

Требуется лицензия 1 типа и соблюдение Кодекса поведения, в том числе обязательства обеспечить правильность и разумность рекомендаций и заявлений в отношении клиентов

Требуется лицензия 1 типа и соблюдение Кодекса поведения, в том числе обязательства обеспечить правильность и разумность рекомендаций и заявлений в отношении клиентов

Если фонд не авторизован SFC согласно правилу 104 SFO и имеет заявленную инвестиционную цель вкладывать средства в виртуальные активы или намерен инвестировать или уже инвестировал более 10% GAV в виртуальные активы, то в соответствии с Циркуляром применяются дополнительные требования, включая:

  • Ограничение продаж профессиональным инвесторам;
  • Обширные обязательства по нормативному соответствию, предъявляемые фонду, фондовому менеджеру и контрагентам;
  • Требования к информации и предупреждениям, которые должны предоставляться клиентам

[1] SFC. “Statement on regulatory framework for virtual asset portfolio managers, fund distributors and trading platform operators”. 1 November 2018 at https://www.sfc.hk/web/EN/news-and-announcements/policy-statements-and-announcements/reg-framework-virtual-asset-portfolios-managers-fund-distributors-trading-platform-operators.html

[2] SFC. “Regulatory standards for licensed corporations managing virtual asset portfolios”. 1 November 2018 at https://www.sfc.hk/web/EN/files/ER/PDF/App%201%20-%20Reg%20standards%20for%20VA%20portfolio%20mgrs_eng.pdf

[3] SFC. “Circular to intermediaries: Distribution of virtual asset funds”. 1 November 2018 at https://www.sfc.hk/edistributionWeb/gateway/EN/circular/doc?refNo=18EC77

[4] These include funds and discretionary accounts in the form of an investment mandate or a pre-defined model portfolio.

[5] SFC. Frequently Asked Questions on Compliance with Suitability Obligations by Licensed or Registered Persons. 23 December 2016 at https://www.sfc.hk/web/EN/faqs/intermediaries/supervision/suitability-obligations-of-investment-advisers/compliance-with-suitability-obligations.html

[6] SFC. Frequently Asked Questions on Triggering of Suitability Obligations. 23 December 2016 at https://www.sfc.hk/web/EN/faqs/intermediaries/supervision/triggering-of-suitability-obligations/triggering-of-suitability-obligations.html

[7] A “hot wallet” refers to a wallet used for holding virtual assets in an online environment which provides an interface with the internet, which is more susceptible to cyber-attacks.

Регулирование виртуальных активов в Гонконге

Гонконг SFC требования к менеджерам портфелей виртуальных активов

фондовые дистрибьюторы в Гонконге

Гонконг регулятивные стандарты для цифровых активов

Гонконг менеджер портфел описание

распределение фондов виртуальных активов в Гонконге

цифровые активы криптовалюта Гонконг

Гонконг обязанности менеджеров портфелей виртуальных активов SFC

Регулирование управления цифровыми активами в Гонконге

SFC регулирует менеджеров портфелей

Charltons Лучшая юридическая бутик-компания
по сопровождению сделок 2017 года
по версии Asian Legal Business Awards

Данная новостная рассылка предоставляется исключительно в информационных целях. Содержание данной статьи не является юридической консультацией и не может рассматриваться в качестве подробной рекомендации.

Передача или получение этой информации не подразумевают и не являются фактом установления законных взаимоотношений между Charltons и пользователем либо наблюдателем. Charltons не несет ответственности за какие-либо информационные материалы третьей стороны, доступ к которым может быть получен через сайт.

Charltons
Dominion Centre, 12th Floor
43-59 Queen’s Road East Hong Kong
Телефон: + (852) 2905 7888
Факс: + (852) 2854 9596
https://www.charltonsquantum.ru
Charltons Quantum - 2019