
С 1 ноября 2018 года регулятором ценных бумаг Гонконга, Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам (SFC), было опубликовано «Заявление о нормативной базе для менеджеров портфелей виртуальных активов, фондовых дистрибьюторов и операторов торговой платформы», в котором излагается подход к регулированию виртуальных активов. Заявление в том числе включает предложения по потенциальному регулированию торговых платформ виртуальных активов (так называемых криптовалютных бирж) в экспериментальной среде — регулятивной «песочнице» SFC.
Заявление соответствует поправке, которую Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) внесла в свои рекомендации по стандартам противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма 19 октября 2018 года, с целью обязать страны установить порядок регулирования поставщиков услуг, связанных с виртуальными активами, включая криптовалютные биржи, а также для соблюдения стандартов противодействия незаконному отмыванию денег и финансированию терроризма (AML and CTF). Как и другие регуляторы ценных бумаг, SFC стремится решить значительные проблемы защиты инвесторов, связанные с торговлей виртуальными активами. Помимо рисков, присущих самим виртуальным активам, SFC отмечает особые риски, связанные с криптовалютными биржами, такие как их уязвимость в отношении возможного взлома и кражи.
Что такое виртуальные активы?
Виртуальные активы представляют собой цифровой формат представления стоимости и включают в себя цифровые токены, такие как криптовалюты, вспомогательные (служебные) токены, инвестиционные токены или токены, обеспеченные активами. Они могут выступать в качестве платежного средства, предоставлять доступ к продукту или услуге, предоставлять права на получение финансовой прибыли или предлагать комбинацию этих возможностей.
Существующий регулятивный режим
Регламент SFC в соответствии с Положением о ценных бумагах и фьючерсах в Гонконге (SFO) ограничивается деятельностью, связанной с «ценными бумагами» или «фьючерсными контрактами». Таким образом, деятельность, связанная с виртуальными активами, регулируется только в том случае, если рассматриваемый виртуальный актив является ценной бумагой или фьючерсом в соответствии с определениями SFO.
Вопрос о том, является ли виртуальный актив ценной бумагой или нет, необходимо оценивать и решать в каждом конкретном случае индивидуально. В зависимости от характера и прав, заключенных в конкретном виртуальном активе, он может представлять собой «акцию», «облигацию» или процент в схеме коллективных инвестиций, что относится к понятию «ценные бумаги» в рамках SFO. [1]
Фьючерсные контракты, связанные с криптовалютой, которые обращаются и следуют правилам фьючерсной биржи, такие как, например, фьючерсные контракты на «Биткойн», размещенные на Чикагской бирже опционов и Чикагской товарной бирже, являются фьючерсными контрактами согласно определению SFO и, соответственно, стороны, торгующие этими контрактами в интересах гонконгских инвесторов, должны получить лицензию SFC. [2] Такой порядок установлен даже не смотря на то, что базовый актив, например, «Биткойн», сам по себе не считается «ценной бумагой» и не регулируется правилами SFO.
Однако многие виртуальные активы не являются ценными бумагами или фьючерсными контрактами. Операторы торговых платформ, которые ведут торговлю только виртуальными активами, не являющимися ценными бумагами, не регулируются SFC. В настоящее время ни одна из криптовалютных бирж в Гонконге не лицензирована SFC.
Регулирование деятельности криптовалютных бирж в Гонконге
Предложения SFC по вопросу потенциального регулирования криптовалютных бирж изложены в «Концептуальной основе регулирования операторов торговых платформ виртуальных активов» в Приложении 2 к «Заявлению о нормативной базе для менеджеров портфелей виртуальных активов, дистрибьюторов фондов и операторов торговой платформы».
SFC предлагает работать с операторами торговых платформ виртуальных активов (операторы платформ), помещая их в экспериментальную среду SFC – так называемую «песочницу» (SFC Sandbox). Участие в SFC Sandbox будет полностью добровольным. Чтобы войти в SFC Sandbox, оператор платформы должен находиться в рамках юрисдикции SFC, а также должен:
- управлять торговой онлайн-платформой в Гонконге;
- осуществлять торговлю, по крайней мере, одним виртуальным активом, который представляет собой «ценную бумагу» согласно определению SFO;
- предоставлять торговые, клиринговые и расчетные услуги для виртуальных активов и контролировать активы инвесторов.
Будет реализован двухэтапный подход. На начальном этапе SFC не будет предоставлять лицензии операторам платформ. Вместо этого регулятор будет обсуждать с операторами платформ соблюдение необходимых стандартов регулирования, наблюдать за фактическими операциями на площадках и оценивать эффективность предлагаемых операторами правил по устранению рисков и адекватной защите инвесторов. Чтобы избежать путаницы в отношении нормативного статуса операторов платформы, SFC обеспечит конфиденциальность заявителей на вход в SFC Sandbox. Этот предварительный этап предназначен также для обеспечения возможностей SFC изучить все факты и обстоятельства. Регулятор, к примеру, признает, что в настоящее время не уверен, смогут ли операторы платформ соответствовать ожидаемым стандартам AML в рамках SFC, учитывая анонимность транзакций c виртуальными активами. [3] По завершении предварительного этапа SFC может принять решение не регулировать операторов платформ, если посчитает, что проблемы защиты инвесторов не могут быть надлежащим образом решены операторами при их возникновении. Если же SFC определит, что операторы платформ соответствуют критериям регулирования, SFC рассмотрит возможность предоставления лицензий 1 типа (сделка с ценными бумагами) и 7 типа (предоставление автоматических торговых услуг) квалифицированному оператору платформы в соответствии с установленными условиями лицензирования. После этого оператор платформы переместится на второй уровень регулирования как участник SFC Sandbox, на котором он будет подвергнут более пристальному наблюдению со стороны SFC.
Основные принципы — предложенные условия лицензирования
Если SFC предоставит лицензию квалифицированному оператору платформы, то в таком случае возникнет необходимость соблюдать условия лицензирования, которые, вероятно, будут включать следующие основные принципы:
- Все операции по торговле виртуальными активами должны проводиться одним юридическим лицом.
Все операции по ведению виртуальных активов, проводимые группой операторов платформы, которые (а) проводятся в Гонконге; и/или (б) активно продаются гонконгским инвесторам, необходимо будет осуществлять одиним юридическим лицом, лицензированным SFC. Операции по продаже виртуальных активов включают в себя все операции по продаже виртуальных активов на платформе и вне ее, а также любые виды деятельности, которые прямо связаны с предоставлением торговых услуг.
- Все операции по продаже виртуальных активов должны соответствовать всем применимым нормативным требованиям SFC (включая любые установленные условия лицензирования).
Оператор платформы должен будет соблюдать все нормативные требования и условия лицензирования в отношении всех операций с виртуальными активами, независимо от того, являются ли они «ценными бумагами».
- Услуги должны предоставляться только так называемым «профессиональным инвесторам».
- Запрет на торговлю ICO токенами в первые 12 месяцев функционирования платформы.
Виртуальный актив, выпущенный путем первичного предложения монет (ICO), должен приниматься для торговли не ранее чем через 12 месяцев после завершения ICO, либо когда проект ICO начал получать прибыль (в зависимости от того, что наступит раньше).
- Транзакции должны быть предварительно профинансированы, а также не допускаются никакие финансовые рычаги, фьючерсные контракты, связанные с виртуальными активами, или другие производные финансовые инструменты.
Оператор платформы должен выполнять транзакцию для клиента, только если на счету клиента есть достаточные денежные средства или виртуальные активы, чтобы покрыть торговую операцию. Операторы платформы могут не предоставлять возможность финансового размещения клиентам для приобретения ими виртуальных активов. Запрещается торговля виртуальными активами, которые являются фьючерсными контрактами или другими производными инструментами.
- Поддержание финансовых ресурсов, соизмеримых с ролью и функциями оператора платформы и уровнем риска, который он берет на себя;
- Получение страховки, покрывающей риски, связанные с хранением виртуальных активов, включая возможную кражу или взлом;
- Предварительная оценка знаний клиентов правил торговой деятельности с виртуальными активами (включая риски, связанные с виртуальными активами) перед оказанием услуг платформой (за исключением институциональных профессиональных инвесторов). Если клиент не обладает необходимыми знаниями, оператор платформы сможет предоставлять услуги клиенту только в том случае, если он будет действовать в интересах клиента;
- Создание адекватных и эффективных систем противодействия отмыванию денег и борьбе с финансированием терроризма, соответствующих подробным требованиям, изложенным в Концептуальной основе. К ним относятся, в частности, требования:
- проводить все операции по внесению и снятию традиционных валют на счет клиента через конкретный банковский счет, открытый на имя клиента в уполномоченном финансовом учреждении в Гонконге или других юрисдикциях, согласованных SFC;
- применять усиленную должную осмотрительность и осуществлять постоянный мониторинг в определенных обстоятельствах, в том числе при транзакциях с виртуальными активами высокого риска или большей анонимностью (например, виртуальные активы, которые скрывают идентификационные данные пользователей или сведения о транзакции) и транзакции с подозрительными адресами кошельков, такими как, например, транзакции в «darknet»;
- Раскрытие информации о рисках, связанных с торговлей виртуальными активами, и сборах за услуги оператора платформы;
- Выполнение всех необходимых требований и проверка соответствия виртуальных активов этим требованиям, прежде чем размещать их на торговой площадке. Операторы платформы также должны установить и проинформировать о своих критериях принятия виртуальных активов для торговли. Если оператор платформы получает платежи за принятие виртуальных активов для торговли, то основа и составляющие этого вознаграждения должны избегать любого фактического, потенциального или предполагаемого конфликта интересов (например, путем установления фиксированной ставки для всех эмитентов виртуальных активов);
- Публикация всеобъемлющих торговых правил, регулирующих работу платформы, на официальном веб-сайте платформы;
- Предотвращение рыночных манипуляционных действий и злоупотреблений;
- Внедрение письменных правил и процедур, регулирующих работу сотрудников с виртуальными активами;
- Приоритизация заказов клиентов по сравнению с заказами на счет оператора платформы, на счета, в которых оператор имеет какой-либо интерес, а также на счета своих сотрудников или агентов;
- Хранение денег клиентов и виртуальных активов на раздельных счетах;
- Представление отчетности в SFC на регулярной основе (как специально указано SFC).
Применимые нормативные стандарты
Если оператору платформы предоставляется лицензия, он должен будет соблюдать основные нормативные правила SFO и дополнительные регулятивные акты, а также Кодекс поведения лиц, лицензированных или зарегистрированных SFC (Кодекс поведения) и другие кодексы и руководящие принципы, выпущенные SFC. В частности, лицензированным операторам платформ необходимо будет соблюдать процедуры «know-your-client» в соответствии с пунктом 5.1 и требования о соответствии согласно пункту 5.2 Кодекса поведения, а также положения Руководства по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Предложенные условия деятельности
В тех случаях, когда существующие требования SFO, его вспомогательное законодательство, Кодексы и руководящие принципы не могут быть применены непосредственно к оператору платформы, или когда необходимы более жесткие меры защиты инвесторов, SFC установил нормативные стандарты, которые, как правило, должны применяться к лицензированным операторам платформ. Эти условия (стандарты) могут меняться в зависимости от характера, размера и модели бизнес-деятельности оператора, а также итогов обсуждений с SFC. Ниже приведены примеры ключевых терминов и условий, определенных SFC в Концептуальной основе:
В ходе всего периода, когда операторы платформы осуществляют деятельность в рамках SFC Sandbox, регулятор может дополнительно рассмотреть или уточнить свои надзорные и регуляторные правила путем обсуждения с операторами. Условия лицензирования и функционирования платформ будут обнародованы. SFC также может выпустить дополнительные рекомендации в зависимости от изменений тенденций, связанных с развитием виртуальных активов.
После истечения как минимум 12 месяцев оператор платформы сможет обратиться к SFC с предложением отмены или изменения некоторых условий лицензирования или выхода из SFC Sandbox.
[1] SFC. “Statement on initial coin offerings”. 5 September 2017.
[2] SFC. “Circular to Licensed Corporations and Registered Institutions on Bitcoin futures contracts and cryptocurrency-related investment products”. 11 December 2017.
[3] Ashley Alder. “Fintech: Meeting the regulatory challenges. Keynote speech at Hong Kong FinTech Week 2018”. 1 November 2018.
Заявление SFC Гонконга о нормативной базе для менеджеров портфелей виртуальных активов, фондовых дистрибьюторов и операторов торговой платформы
Гонконг регулятивной «песочница» SFC для финтех
регулирование криптовалютных бирж в Гонконге
операторы платформ для менеджеров портфелей виртуальных активов в Гонконге
SFC Гонконга отслеживание рисков связанных с криптовалютными биржами
раскрытие информации о сборах за услуги оператора криптовалютной платформы
лицензированные операторы криптовалютных платформ в Гонконге
Решение SFC об ICO Гонконг
due diligence операторов криптовалютных бирж
финтех песочница в Гонконге
Charltons | Лучшая юридическая бутик-компания по сопровождению сделок 2017 года по версии Asian Legal Business Awards |
Данная новостная рассылка предоставляется исключительно в информационных целях. Содержание данной статьи не является юридической консультацией и не может рассматриваться в качестве подробной рекомендации. Передача или получение этой информации не подразумевают и не являются фактом установления законных взаимоотношений между Charltons и пользователем либо наблюдателем. Charltons не несет ответственности за какие-либо информационные материалы третьей стороны, доступ к которым может быть получен через сайт. |
|
Charltons Dominion Centre, 12th Floor 43-59 Queen’s Road East Hong Kong |
Телефон: + (852) 2905 7888 Факс: + (852) 2854 9596 https://www.charltonsquantum.ru |
Charltons Quantum - 2019 |