Прямое финансирование физическими лицами (краудфандинг)

Введение
Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) определяет «краудфандинг» как «использование небольших денежных сумм, полученных от большого числа физических лиц или организаций (крауд в переводе с английского — «толпа») через онлайн-платформу, для финансирования проекта, бизнеса, личного кредита или других потребностей». Согласно IOSCO, краудфандинг можно разделить на четыре категории: долевой краудфандинг, кредитование между физическими лицами, краудфандинг с предполагаемой выгодой и благотворительное финансирование.
В глобальном масштабе краудфандинг стал очень популярным средством привлечения капитала, получив в 2015 году приблизительно USD 34 миллиарда в мире. Азия является вторым по величине регионом по объему привлечения капитала (примерно USD 10,5 миллиардов в 2015 году) после США, но опережая Европу. Всемирный банк прогнозирует, что к 2025 году в развивающихся странах привлечение капитала посредством краудфандинга составит более USD 90 миллиардов.
Тем не менее, Гонконг отстает от других юрисдикций, таких как США и Великобритания, в долевом краудфандинге и кредитовании между физическими лицами, в связи с их практическим отсутствием из-за ограничений в законодательстве Гонконга. К сегодняшнему дню Гонконг не делал попыток изменить регулирование, чтобы расширить каналы финансирования, доступные для стартап компаний.
Совет по развитию финансовых услуг (FSDC) в консультационной статье «Введение нормативного регулирования долевого краудфандинга в Гонконге» (март 2016 год) рекомендовал нормативные изменения для содействия долевому краудфандингу, заявив, что «Гонконг должен соответствовать мировым тенденциям в финансовой сфере, а не отставать от них».
Финансово-технологический сектор (финтех сектор) и доступ к капиталу
Одной из самых больших проблем, стоящих перед компаниями финтех сектора в Гонконге, является отсутствие доступа к получению достаточного капитала для развития своей бизнес-модели. Недавно несколько представителей законодательной власти Гонконга предложили, чтобы конструктивные инициативы, такие как введение изолированной среды (Sandbox), получили дополнительную нормативно-правовую поддержку. Высокотехнологичные стартапы — это в основном небольшие капитализированные компании, но поскольку Sandbox от Управления денежного обращения Гонконга (HKMA) применима только для авторизированных учреждений, многие стартапы начинают свою деятельность в других странах, таких как Сингапур. Доступ к капиталу в Гонконге для стартапов будет расширен за счёт смягчения нынешнего режима регулирования, применимого к определенным каналам финансирования, например, в отношении краудфандинга и кредитования между физическими лицами.
В последнее время в Гонконге наблюдается рост первичного размещения криптовалюты (ICO), что позволяет технологическим стартапам привлекать капитал для разработки технологий на основе блокчейн. При условии, что монеты не являются ценными бумагами, они рассматриваются как «виртуальные товары», которые не подпадают под действие определённых нормативных актов, но по-прежнему подпадают под действие общих законов о мошенничестве и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Нормативно-правовая позиция в отношении краудфандинга в Гонконге
Краудсорсинг с предполагаемой выгодой и благотворительное финансирование
В соответствии с законодательством Гонконга краудфандинг с предполагаемой выгодой, предварительный краудфандинг и благотворительное финансирование разрешены. Модели предварительного краудфандинга относятся главным образом к потребителям, которые платят за продукты заранее, тем самым предоставляя капитал для финансирования производства конкретных продуктов. Подобно благотворительному финансированию, которое привлекает капитал для благотворительных целей, краудфандинг с предполагаемой выгодой или предварительный краудфандинг не приносят финансового инвестиционного дохода, и поэтому не регулируются законодательством о ценных бумагах Гонконга. Модели краудфандинга с предполагаемой выгодой, созданные в Гонконге, включают:
- FringeBacker: краудфандинг с предполагаемой выгодой для креативных проектов и прямой сбор средств для благотворительных целей;
- SparkRaise: смешанная платформа для краудфандинга с предполагаемой выгодой и благотворительным финансированием ; а также
- Dreamna: поддерживает творческие проекты и награждает спонсоров уникальным продуктом или опытом.
Уведомление о возможных правилах и рисках, применимых к краудфандингу
Что касается других видов краудфандинга, Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга (SFC) выпустила в мае 2014 года руководство под заголовком «Уведомление о возможных правилах и рисках, применимых к краудфандингу». Руководство предупреждает о том, что онлайн-платформы, предлагающие долевой краудфандинг и кредитование между физическими лицами, рискуют нарушить ограничения на публичные предложения ценных бумаг в соответствии с Законом о компаниях (прекращение деятельности компании и прочие положения) (CWUMPO) и / или Законом о ценных бумаг и фьючерсах (SFO), а также запрет SFO на ведение «регулируемой деятельности» в рамках SFO без лицензии SFC. Нарушения соответствующих положений являются уголовными преступлениями, влекущими за собой наказание в виде лишения свободы и существенных штрафов.
Долевой краудфандинг
Долевой краудфандинг это инвестирование в проект или бизнес, как правило, в стартапы, при условии получения доли акций или долговых обязательств компании, или заинтересованность участия в прибыли или доходе от схемы коллективных инвестиций.
В случае, если инвесторы будут получать долю акций или долговые обязательства компании, платформа рискует нарушить положения CWUMPO, которые запрещают публичное предложение акций или долговых обязательств без соблюдения подробных требований положений Закона о компаниях. Предоставление информации в интернете по долевому краудфандингу (включая инвестиции в акции или долговые ценные бумаги), вероятно, будет представлять собой нарушение положений CWUMPO.
CWUMPO предоставляет некоторые исключения, хотя на них проблематично полагаться в контексте онлайн краудфандинга, поскольку они требуют доступ к ограниченной информации. К данным исключениям относятся:
а. Предложения не более 50 участникам. Поскольку ограничение действует на количество сделанных предложений (не принятых предложений), это исключение будет применяться только в том случае, если доступ к онлайн информации ограничен 50 лицам.
b. Предложения только для профессиональных инвесторов (определено SFO). Профессиональные инвесторы в соответствии с SFO делятся на две основные категории:
- институциональные инвесторы, в том числе уполномоченные банки, лицензированные инвестиционные посредники; уставные фонды; авторизованные страховщики; авторизованные пенсионные схемы и т. д; а также
- «инвесторы с крупным капиталом», которые включают:
I. лица, имеющие портфель ценных бумаг в размере HK$ 8 миллионов или более;
II. корпорации или товарищество с:
а. портфелем ценных бумаг в размере HK$ 8 миллионов или более; или
b. активами на общую сумму HK$ 40 миллионов; или
III. инвестиционные компании, принадлежащие физическому лицу, корпорации или товариществу, квалифицированных как профессиональные инвесторы, основной деятельностью которых является осуществление капиталовложений.
Для того, чтобы пользоваться привилегиями профессиональных инвесторов на онлайн платформах, необходимо ввести ограничение доступа к таким платформам для всех инвесторов, кроме профессиональных, например, потребовав подтверждение квалификации «профессионального инвестора», прежде чем предоставлять потенциальному инвестору данные для входа в онлайн систему. На практике это требование противоречит цели привлечения капитала из «толпы».
c. Предложения с небольшими суммами к оплате, не превышающие HK$ 5 миллионов. Использование данного исключения возможно, если сумма привлечённого капитала составляет HK$ 5 миллионов или меньше.
d. Предложения, в которых минимальная сумма выплат (для акций) или минимальная основная сумма, на которую нужно подписаться (для долговых обязательств), не превышает HK$ 500.000. Доля данного освобождения необходимы инвестиции в размере минимально HK$ 500.000.
Требование о лицензировании SFC для осуществления регулируемой деятельности в соответствии с SFO
Даже в тех случаях, когда существует освобождение для предложений акций или долговых инструментов, операторы платформ краудфандинга должны получить лицензию от SFC для осуществления любой «регулируемой деятельности». Виды регулируемой деятельности, которые могут быть задействованы в краудфандинге:
- Тип 1: Работа с ценными бумагами
- Тип 4: Консультирование по вопросам ценных бумаг
- Тип 7: Предоставление автоматизированных торговых услуг
- Тип 9: Управление активами
- Тип 10: Предоставление услуг кредитного рейтинга
SFC может также определить платформу для долевого или другого краудфандинга, которые смогут предлагать долю в схеме коллективных инвестиций, требующей авторизации SFC. Руководство SFC для паевых и взаимных фондов устанавливает руководящие принципы для авторизации схемы коллективных инвестиций. Для управления активами, платформа также должна быть лицензирована SFC.
SFC может самостоятельно определить, предлагает ли какая-либо конкретная платформа для привлечения капитала коллективную инвестиционную схему. В руководстве SFC определены основные элементы схемы коллективных инвестиций:
- должно быть включено соглашение в отношении собственности (собственность имеет широкое определение);
- участники не проводят ежедневный контроль управления собственностью (даже если они имеют право на консультации или дачу указаний об управлении собственностью);
- собственность управляется в целом от лица или от имени лица, организующего работу, и / или взносы участников, а также прибыль или доход объединяются; а также
- цель соглашения заключается в предоставлении участникам прибыли, дохода или другой выгоды от приобретения или управления собственностью.
Инвестиционные онлайн-платформы для собственности, а также инвестиционные фонды, как правило, рассматриваются в качестве схем коллективных инвестиций.
Кредитование между физическими лицами
Для платформ, предлагающих кредитование между физическими лицами, обычно требуется лицензия согласно Закону о денежных заимствованиях. В случаях, если платформа предоставляет услуги по оцениванию кредитных заявок заёмщиков, обычно требуется лицензия типа 10, поскольку это может рассматриваться как предоставление услуг кредитного рейтинга. В Гонконге настоящих платформ, предлагающих кредитование между физическими лицами, не существует скорее всего из-за того, что, если физические лицо предоставляет кредиты через платформу, он и сама платформа должны будут получить лицензию согласно Закона о денежных заимствованиях. Платформы, предлагающие кредитование между физическими лицами, которые управляют или объединяют деньги клиентов, также могут рассматриваться как предлагающие долю в схеме коллективных инвестиций, что потребует разрешение SFC и на данную схему, и на предоставление документации, и на лицензирование платформы.
Некоторые косвенные модели кредитования между физическими лицами доступны и в Гонконге. Например, кредитная онлайн-платформа MoneySQ.com, которая сотрудничает с компанией Bridgeway, имеющей лицензию типа 9 (управление активами), которая позволяет ей управлять схемой коллективных инвестиций и принимать финансирование от профессиональных инвесторов. MoneySQ.com имеет лицензию на кредитование и, таким образом, предоставляет денежные средства заёмщикам. Это является модифицированной, непрямой моделью кредитования между физическими лицами, где один посредник получает денежные средства от профессиональных инвесторов, а другой посредник предоставляет их заёмщикам.
Нормативно-правовое регулирование в США
В США в соответствии с Законом о ценных бумагах от 1933 года (Закон о ценных бумагах) предложение и продажа ценных бумаг подлежат обязательной регистрации, если только не предусмотрено исключение.
В апреле 2012 года был принят Закон о стартап компаниях «Jumpstart Our Business Startups» (Закон JOBS). В III часть Закона JOBS был добавлен раздел 4(a)(6) — Закон о ценных бумагах, который предусматривает освобождение от регистрации для определенных транзакций краудфандинга. В октябре 2015 года Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) приняла Положение о краудфандинге с целью выполнения требований, указанных в раздела III. С 16 мая 2016 года компаниям разрешено привлекать капитал в соответствии с Положением о краудфандинге.
Режим регулирования не применяется к неамериканским компаниям, компаниям, подпадающим под действие Закона о бирже, некоторым инвестиционным компаниям, компаниям, которые подлежат дисквалификации в соответствии с Положением о краудфандинге, компаниям, которые не выполнили требования ежегодной отчётности в соответствии с Положением о краудфандинге в течение двух лет до заявления о предложении, к компаниям, которые не имеют конкретного бизнес-плана, или в бизнес-плане указано участие в процедуре слиянии или поглощения с неизвестной компанией или компаниями.
Ключевыми особенностями регулирования краудфандинга в США являются:
Максимальный размер капитала, привлечённый эмитентами
Эмитенты могут привлечь капитал на максимальную сумму в размере USD 1,07 миллиона в течение 12-месячного периода в соответствии с освобождением для краудфандинга.
Предельная сумма инвестирования для инвесторов
Совокупная сумма, проданная любому инвестору всеми эмитентами в течение 12-месячного периода, полагаясь на освобождение для краудфандинга, не может превышать:
- USD 2200 или 5% годового дохода или чистой прибыли инвестора, если годовой доход или собственный капитал инвестора (исключая основное место проживания инвестора) составляет менее USD 107 000; или
- 10% от наименьшего годового дохода или чистой прибыли инвестора (исключая основное место проживания инвестора), не превышая сумму в размере USD 107 000, если и годовой доход, и собственный капитал инвестора равны или превышают 107 000 долл. США.
Регистрация онлайн-платформ
Для получения освобождения от регистрации, транзакции краудфандинга должны осуществляться через посредников, которые зарегистрированы в SEC как либо брокеры, либо как финансовые порталы. Посредник также должен быть членом национальной ассоциации ценных бумаг (FINRA).
В законе JOBS вводится новый тип организации — финансовый портал, которым может быть любое физическое лицо, выступающее в качестве посредника в сделке о предложении или продаже ценных бумаг и использующее счета других лиц в соответствии с разделом 4(6) Закона о ценных бумагах. Посредники не имеют права:
- предлагать инвестиционные советы или рекомендации;
- призывать к покупке, продаже или предложению для покупки ценных бумаг, предлагаемых или размещенных на его веб-сайте или на портале;
- предоставлять компенсацию работникам, агентам или другим лицам за призыв, указанный выше, или на основании продажи ценных бумаг, предлагаемых или упоминаемых на его веб-сайте или на портале; или
- на владение, управление, распоряжение или иное обращение с фондами или ценными бумагами инвестора.
Брокеры и финансовые порталы должны соответствовать различным требованиям, таким как предоставление информационных материалов инвесторам до принятия ими обязательств, получение анкеты, демонстрирующей понимание инвестора о рисках, связанных с инвестированием в ценные бумаги, а также понимание инвесторов, что все инвестиции могут быть потеряны, и что инвестор должен иметь финансовую возможность для покрытия убытков.
Посредники обязаны принимать определенные меры для снижения риска мошенничества, включая достаточные основания полагать, что эмитент соблюдает Положение о краудфандинге, и что эмитент наладил механизмы ведения точного учёта данных о владельцах ценных бумаг.
У посредника может не быть финансовой заинтересованности в эмитенте, который предлагает или продает ценные бумаги на своей платформе, если только посредник не получает определённый процент в качестве компенсации за предоставляемые услуги эмитенту или для его выгоды, связанные с предложением или продажей ценных бумаг через краудфандинг, а также проценты относятся к ценным бумагам того же класса и имеют те же условия и права, что и ценные бумаги, предлагаемые или проданные по предложению краудфандинга через платформу посредника.
Инвесторы имеют право отменить инвестиционные обязательства по любой причине за 48 часов до крайнего срока нового предложения.
Раскрытие информации
Эмитенты обязаны предоставлять определенную информацию в SEC, инвесторам и посреднику, содействующему в предложении ценных бумаг, в том числе:
- сведения об эмитенте, включая имя, юридический статус, физический адрес и веб-сайт;
- имена директоров, должностных лиц и бенефициарных собственников 20% и более ценных бумаг эмитента, дающих право голоса;
- описание бизнеса и предполагаемый бизнес-план эмитента;
- текущее количество сотрудников;
- обсуждение существенных факторов, делающих инвестиции в эмитента спекулятивными или рискованными;
- планируемая сумма предложения, крайний срок для достижения планируемой суммы предложения и обновления в отношении прогресса эмитента в достижении планируемой суммы предложения;
- будет ли эмитент принимать инвестиции сверх планируемой суммы предложения и, если да, максимальная сумма, которую эмитент примет, и как будут распределяться избыточные подписки;
- описание целей и предполагаемого назначения поступлений от размещения;
- описание процесса завершения транзакции или отмены инвестиционного обязательства;
- цена ценных бумаг для общественности или метод определения цены при условии, что до продажи каждому инвестору нужно предоставить в письменной форме окончательную цену и раскрыть всю необходимую информацию;
- описание структуры собственности и капитала эмитента;
- сведения о посреднике, через которого осуществляется предложение;
- описание финансовых интересов посредника в сделке эмитента и в эмитенте, включая компенсацию;
- описание существенных условий любой задолженности эмитента;
- описание освобождения от обязательного предложения ценных бумаг, проведённых в течение последних трёх лет;
- описание некоторых сделок, в совершении которых включена заинтересованная сторона;
- описание финансового состояния эмитента и финансовой отчётности;
- были ли ранее ситуации у эмитента или любого из его предшественников в несоблюдении требований отчётности; а также
- любая существенная информация, необходимая для того, чтобы заявления, сделанные в соответствии с определёнными обстоятельствами, не вводили в заблуждение.
Эмитенты должны постоянно соблюдать требования отчётности, включая подачу документации в SEC и размещение на веб-сайте эмитента годового отчёта вместе с финансовыми показателями и описанием его финансового состояния.
Ограничения на рекламу
Эмитенты не должны рекламировать условия предложения, за исключением ограниченных уведомлений, которые направляют инвесторов на финансовый портал или к брокеру, и включают в себе информации не более, чем указано ниже:
- заявление о том, что эмитент осуществляет предложение краудфандинга, имя посредника, проводящего предложение, и ссылку на платформу посредника;
- условия предложения; а также
- краткая информация о юридическом статусе и местонахождении бизнеса эмитента.
Существенное искажение данных
Раздел III также предусматривает ответственность за существенные искажения и упущения в данных, где лица, купившие ценные бумаги в рамках освобожденной сделки, могут предъявить иск эмитенту либо по закону, либо законодательству в отношении акционерного капитала, если эмитент сделал ложное заявление о существенном факте или опустил существенный факт, который должен быть указан или необходим, чтобы заявления не вводили в заблуждение, при условии, что покупатель не знал о таком искажении или упущении.
Ограничения на перепродажу
Ценные бумаги, приобретенные через платформу краудфандинга, не могут быть перепроданы в течение одного года с даты покупки, если только они не переданы:
- эмитенту ценных бумаг;
- аккредитованному инвестору;
- в рамках предложения, зарегистрированного в SEC; или
- члену семьи покупателя или его эквиваленту в связи со смертью или разводом покупателя или другим аналогичным обстоятельством по усмотрению SEC.
Дисквалификация
Постановление SEC о краудфандинге предусматривает дисквалификацию «плохих участников» или «закрытых персон», которые перенесли дисквалифицирующие ситуации, такие как определенные обвинительные приговоры, определенные судебные запреты и запретительные судебные приказы, некоторые дисциплинарные приказы SEC, приостановление членства или исключение из саморегулируемой организации, такой как FINRA, или ограничение связи с членами саморегулируемой организации. «Закрытыми персонами», среди прочего, являются эмитенты, директора, должностные лица, генеральные партнеры, исполнительные участники, промоутеры, компенсационные солиситоры и бенефициарные владельцы с не менее 20% ценных бумаг эмитента, дающих право голоса.
Существует освобождение от дисквалификации, если эмитент может продемонстрировать/доказать, что он не знал о действиях «закрытой персоны», а именно о дисквалификационной ситуации, после которой предложение ценных бумаг было проведено.
Кредитование между физическими лицами
Это требование регистрации также может применяться к платформам, предоставляющим кредитование между физическими лицами. В ноябре 2008 года SEC признала, что кредитные ноты, выпущенные через Prosper, одну из ведущих платформ, предоставляющей кредитование между физическими лицами, в США, являются ценными бумагами и должно быть наложено запретительное постановление, поскольку предложение и продажа ценных бумаг не были зарегистрированы в SEC. SEC использовал дело «Reves v. Ernst & Young», 494 U.S. 56 (1990) («Reves»). Согласно Reves, существует презумпция, что каждая нота является ценной бумагой, за исключением типов, специально определённых как «не ценные бумаги». Типы, идентифицированных в Reves, как «не ценные бумаги» включают кредитные ноты, предоставленные в рамках потребительского финансирования; кредитные ноты, обеспеченные ипотекой; краткосрочные кредитные ноты, обеспеченные залогом малого бизнеса или его активами; краткосрочные кредитные ноты, подтверждаемые дебиторской задолженностью; кредитные ноты, подтверждающие «характер» кредита; кредитные ноты, формирующие задолженность по открытому счету, возникшую в ходе обычной деятельности, и кредитные ноты, показывающие займы от коммерческих банков для обычных операций. Кредитная нота, не включенная в список, является ценной бумагой, если только она не имеет сильного сходства с вышеуказанными кредитными нотами, не являющимися ценными бумагами.
Reves создал специальный тест для поиска сходств, чтобы определить является ли кредитная нота ценной бумагой:
- мотивация покупателя и продавца;
- план распространения;
- разумные ожидания общественности, занимающейся инвестированием; а также
- наличие альтернативного режима регулирования.
SEC признала кредитные ноты Prosper ценными бумагами согласно Reves, так как:
- кредиторы Prosper были мотивированы ожидаемой прибылью от своих вложенных средств;
- кредиты Prosper предлагаются общественности;
- разумный инвестор, скорее всего, ожидает, что кредиты Prosper — это инвестиции; а также
- нет альтернативной схемы регулирования, снижающей риски для инвесторов, представленных платформой.
Значимость дела Prosper заключается в том, что SEC, вероятно, будет рассматривать многие платформы, предоставляющим кредитование между физическими лицами, в качестве продажи ценных бумаг.
Платформы, предоставляющие кредитование между физическими лицами, должны не только соблюдать Закон о корпоративных ценных бумагах (если применимо), но также и ряд других федеральных и государственных правил, особенно законов о потребительских кредитах.
Кредитование между физическими лицами для индивидуальных заёмщиков связано с потребительским кредитом и, следовательно, подпадает под действие законов и правил, таких как Закон о справедливом кредитовании, Закон о равных возможностях кредитования, Закон о практике справедливого взимания задолженности, Закон о честной кредитной отчётности, Закон о передаче электронных средств, Закон Gramm-Leach-Bliley, Закон о банковской тайне и Закон «Dodd-Frank Wall Street» и Закон о защите прав потребителей. Эти законы предназначены для защиты потребителей и предоставления руководства для ведения кредитной деятельности. Например, Закон о справедливом кредитовании выступает за информированность потребительского кредита, требуя раскрытия информации о его условиях и стоимости.
Учитывая сложность регулирования, стоящего перед кредитованием между физическими лицами в США, были высказаны мнения об упрощении соответствующих нормативных требований.
Нормативно-правовое регулирование в Великобритании
В Великобритании долевой краудфандинг и кредитование между физическими лицами регулируются Управлением по финансовому регулированию и надзору (FCA) в соответствии с Законом о финансовых услугах и рынках от 2000 года (FSMA).
FCA различает два вида краудфандинга 1) краудфандинг с инвестиционными целями и 2) краудфандинг с целью кредитования. Инвестиционный краудфандинг возникает в случае, когда лица прямо или косвенно инвестируют в новые или уже учреждённые компании путём покупки акций или долговых ценных бумаг, а также юниты в нерегулируемой схеме коллективных инвестиций.
Кредитный краудфандинг возникает, когда предоставляются денежные средства физическим или юридическим лицам в обмен на финансовую прибыль в форме процентных платежей и погашения основной суммы задолженности с течением времени (но исключая некоторые кредиты между компаниями).
Долевой краудфандинг
Согласно FCA, краудфандинг регулируется, если одним из участников выступает лицо, осуществляющее регулируемую деятельность в Великобритании, как например, Организация инвестиционных сделок, содействие или продвижение таких финансовых инструментов. Если платформа краудфандинга позволяет бизнесу привлекать капитал, организуя продажу нелистинговых акций или долговых ценных бумаг, или юнитов в нерегулируемой схеме коллективных инвестиций, тогда это является «долевым краудфандингом» и регулируется FCA. В этом случае оператор платформы краудфандинга должен быть авторизирован, если только не применимо специальное освобождение.
В 2014 году FCA представила новый регулирующий подход для решения вопросов краудфандинга.
Новый регулирующий подход представляет концепцию «сложно реализуемых ценных бумаг», которые определены в Руководстве FCA как ценные бумаги, которые не являются:
- высоколиквидными ценными бумагами (включая биржевые ценные бумаги);
- «пакетными» продуктами;
- неосновными коллективными инвестиции;
- акциями общества взаимного кредитования;
- второочередной акцией, выпущенной кредитным союзом; или
- второочередным долгом кредитного союза.
Компании (в том числе уполномоченные лица и авторизованные профессиональные компании) не имеют права сообщать или принимать прямое предложение о финансовой рекламе в отношении высоколиквидных ценных бумаг для частных клиентов. Прямое предложение о финансовой рекламе — это финансовая реклама, которая содержит предложение или приглашение, и определяет способ ответа или предоставляет форму, посредством которой может быть получен ответ. Это ограничение, по-видимому, не относится к сообщению, которое просто предоставляет маркетинговую информацию о промоутере предложения.
Есть несколько исключений для ограничения прямого предложения финансовой рекламы:
- фирма соблюдает требования пригодности в отношении рекламируемых инвестиций;
- частный клиент подтвердил перед рекламой, что является частным клиентом другой фирмы, которая соблюдает требования пригодности в отношении рекламируемых инвестиций;
- для частных клиентов с финансовым договором или договором венчурного капитала;
- частный клиент является сертифицированным инвестором с крупным капиталом- доход не менее GBP 100 000 и чистые активы не менее GBP 250 000;
- частный клиент — сертифицированный и квалифицированный инвестор — достаточно осведомленный, чтобы понимать риски, связанные с инвестиционной деятельностью;
- частный клиент является самостоятельно сертифицированным квалифицированным инвестором — клиенты могут самостоятельно сертифицироваться, если они попадают, по крайней мере, в одну из указанных категорий, например, если они работают, или работали в течение предыдущих двух лет, в секторе прямого частного инвестирования;
- частный клиент — сертифицированный ограниченный инвестор — индивидуальные инвесторы, которые сделали заявление о том, что в течение двенадцати месяцев они не будут инвестировать более 10% своих чистых активов в высоколиквидные ценные бумаги.
Сама компания или лицо, которое организует или имеет дело с высоколиквидными ценными бумагами, должно соответствовать требованиям приемлемости. Это включает в себя оценку того, подходит ли услуга или продукт для клиента, при этом компания должна определить, имеет ли клиент необходимый опыт и знания для понимания рисков, связанных с предлагаемым или запрошенным продуктом или услугой. Компания должна предупреждать клиента, если считает, что продукт или услуга не соответствуют запросам клиента.
Ограничения на инвестируемую сумму через платформы краудфандинга распространяются только на ограниченный круг сертифицированных инвесторов.
В соответствии с Законом о компаниях 2006 года для частных компаний существует запрет на выпуск акций для общественности, то есть в отношении не предназначенного для общественности предложения ценных бумаг, которые не доступны широкой общественности прямо или косвенно.
Требование выпуска проспекта эмиссии
Существует требование FSMA о предоставлении одобренного проспекта эмиссии общественности, прежде чем предлагать ей ценные бумаги, находящиеся в обращении. Существуют различные исключения, в том числе, что общее вознаграждение за ценные бумаги, находящиеся в обращении, предлагаемые в государствах Европейской экономической зоны (EEA), составляет менее €5 миллионов. Таким образом, часто существует крайнее значение в размере €5 миллионов, предлагаемое во избежание требований выпуска проспекта эмиссии и его одобрения.
Кредитование между физическими лицами
Регулирование кредитования между физическими лицами наряду с более широким регулированием потребительского кредитования было передано Антимонопольным управлением Великобритании FCA 1 апреля 2014 года. В целях повышения защиты потребителей новая регулируемая деятельность — «использование электронных систем в кредитовании» была добавлена в Закон о финансовых услугах и рынках от 2000 года, Приказ 2001 (регулируемая деятельность) (RAO).
В соответствии с RAO, эксплуатация электронной системы, которая позволяет оператору содействовать лицам становиться кредиторами и заёмщиками в соответствии с соглашением статьи 36H, является регулируемой деятельностью.
«Соглашение статьи 36H» — это соглашение между заёмщиком и кредитором, по которому кредитор предоставляет кредит заёмщику, и выполняется одно из следующих условий:
- кредитор является частным или заинтересованным лицом; или
- заёмщик является частным или заинтересованным лицом и:
- кредитор предоставляет заёмщику кредит в размере не более GBP 25 000 или
- заёмщик использует соглашение не полностью, а по большей части для целей бизнеса, осуществляемого или планируемого заёмщиком.
Эти критерии означают, что кредитование между компаниями, не регулируются FCA. Только основные компании (а не их назначенные представители) могут вести новую регулируемую деятельность.
Для устранения риска невозврата и отсутствия права кредиторов на предусмотренную законом компенсационную схему, соглашения кредитования между физическими лицами классифицируются в справочнике FCA как «специальные инвестиционные операции», и таким образом могут применяться ключевые части справочника.
Что касается оператора электронной системы в отношении кредитования, то существует требование общей платежеспособности (компания должна всегда иметь возможность выполнять свои обязательства по мере наступления срока их погашения), а также требование общих финансовых ресурсов (компания должна гарантировать, что её финансовые ресурсы не меньше, чем требуемые финансовые ресурсы). Требование финансовых ресурсов для компании выше чем: (1) GBP 50 000 в; и (2) сумма: (a) 0,2% первых GBP 50 миллионов от общей суммы непогашенных кредитов; (b) 0,15% следующих GBP 200 миллионов от общей суммы непогашенных кредитов; (c) 0,1% следующих GBP 250 миллионов от общей суммы непогашенных кредитов; и (d) 0,05% от общей суммы непогашенных кредитов. Компании обязаны уведомлять FCA, если общая сумма непогашенных кредитов увеличилась на 25%.
Компания должна предоставить клиенту общее описание специальных инвестиций и их рисков (включая соглашения кредитования между физическими лицами), разделяя клиентов на частных и профессиональных. Это описание должно содержать достаточно подробную информацию, чтобы на её основании клиент мог принимать инвестиционные решения.
Справочник FCA содержит примеры информации, которую компания должна предоставить в отношении характера и рисков соглашений кредитования между физическими лицами, таких как ожидаемые и фактические ставки дефолта, процесс оценивания кредитного риска, и правдивое описание вероятной прибыли.
В соответствии с FSMA лица в ходе своей деятельности не имеют права отправлять приглашения или предложения к участию в инвестиционной деятельности (которая включает в себя работу с электронной системой в отношении кредитования), если только данное лицо не является уполномоченным лицом или содержание подобного сообщения утверждается уполномоченным лицом.
Оператор электронной системы по кредитованию должен принимать меры для создания механизмов облегчения работы с соглашениями кредитования между физическими лицами в процессе управления и обслуживания, принимая во внимание условия контракта, если в любое время действие прекращается, деятельность по эксплуатации электронной системы в отношении кредитования должна быть продолжена.
Справочник FCA содержит правила и рекомендации по хранению клиентских активов и денежных средств, включая требования к распределению, к доверительным трастам в отношении денежных средств клиентов и к получению информации в случае неплатёжеспособности. Компании обязаны обеспечивать надежную защиту денежных средств клиентов, если компания несёт за них ответственность (например, держа денежные средства на разных банковских счетах, принадлежащих компании, и периодически согласовывая их). Компании должны действовать в соответствии с пакетом разрешений CASS. Целью пакета разрешений CASS является хранение и возможность получения информации о компании, которая, в случае её неплатёжеспособности, помогала бы специалисту в области неплатёжеспособности обеспечить своевременный возврат денежных средств и активов безопасного хранения клиентам компании.
Соглашения кредитования между физическими лицами, в которых участвуют индивидуальные или соответствующие им заёмщики, подлежат более жёсткому регулированию в рамках нового Сборника материалов о потребительских кредитах (CONC), целью которого является обеспечение повышенной защиты заёмщиков. Если платформа регистрируется с помощью CONC, она должна:
- предоставить пояснения ключевых характеристик кредитного соглашения, позволяющего заёмщикам сделать осознанный выбор;
- провести оценку кредитоспособности заёмщиков;
- соблюдать правила финансовой рекламы — компания должна обеспечить справедливую, чёткую и не вводящее в заблуждение финансовую рекламу и средства коммуникации. Компания также не должна маскировать, ограничивать или скрывать важные пункты, заявления или предупреждения;
- предоставить заёмщику 14 дней, чтобы выйти из соглашения; а также
- предоставлять информацию в контракте для ситуаций, если заёмщик имеет задолженность или не в состоянии исполнять свои обязательства.
Нормативно-правовое регулирование в Сингапуре
В июне 2016 года Валютное управление Сингапура (MAS) опубликовало ответ на полученные отзывы (Ответ) в отношении консультационного документа «Содействие инвестиционному краудфандингу» (Консультационный документ), опубликованного в феврале 2015 года.
В Сингапуре любое предложение ценных бумаг должно быть сделано или сопровождаться проспектом эмиссии, если только оно не подлежит освобождению от данного требования согласно Части XIII Закона о ценных бумагах и фьючерсах (глава 289) (SFA). Кроме того, посредники, которые занимаются ценными бумагами через платформы инвестиционного краудфандинга, которые облегчают предложение ценных бумаг, обязаны в соответствии с SFA иметь лицензию на предоставление услуг на рынке капитала (CMS), если только не применимо освобождение. Посредники могут также осуществлять другие регулируемые виды деятельности, такие как консультирование по вопросам корпоративных финансов в соответствии с SFA, если предоставляют консультационные услуги лицам в отношении предложения ценных бумаг, а также проводят финансовые консультации инвесторов в отношении ценных бумаг согласно Закону о финансовых консультантах (FAA).
В соответствии с SFA, оференты могут рассчитывать на различные исключения в требовании проспекта эмиссии, включая:
- Институциональных инвесторов (IIs);
- Аккредитованных инвесторов (AIs) (физическое лицо, чьи чистые личные активы превышают USD 2 миллиона или доход за предыдущие 12 месяцев составляет не менее USD 300 000);
- Незначительные предложения (личные предложения ценных бумаг на сумму до USD 5 миллионов в течение любого 12-месячного периода); а также
- Частные размещения (предложения ценных бумаг не более чем 50 инвесторам в течение 12-месячного периода).
Таким образом, долевой краудфандинг от инвесторов, не являющихся AI/II, таких как розничные инвесторы, может осуществляться, хотя и в ограниченных масштабах, без необходимости регистрации проспекта эмиссии, если можно рассчитывать на получение освобождения от проспекта эмиссии, например освобождение для незначительных предложений или частные размещения.
MAS считает, что у розничных инвесторов может быть недостаточно инвестиционного опыта, чтобы в полной мере оценить высокие риски долевого краудфандинга. По этой причине МАС было сделало заявление, что действующие предохранительные механизмы регулирования, которые применяются в тех случаях, когда ценные бумаги предлагаются розничным инвесторам, будь то с проспектом эмиссии или, получив возможные исключения, отменены не будут.
Ослабление финансовых требований для ведения деятельности обладателей лицензии
MAS предложила смягчить текущие финансовые требования для посредников, которые занимаются ценными бумагами (лицензиаты), включая посредников в долевом краудфандинге, с помощью снижения суммы требования базового капитала с USD 25 000 до USD 50 000 и снижения суммы требования минимального оперативного риска от USD 100 000 до USD 50 000, а также отменой требования о сохранении гарантийного депозита в размере USD 100 000 для MAS. Эти упрощённые требования применяются, если лицензиаты обслуживают только AIs and IIs, не управляют или не хранят денежные средства, активы или позиции клиентов, и не выступают в качестве принципала в отношении клиентов. Лицензиаты, которые работают с розничными инвесторами, по-прежнему обязаны поддерживать базовый капитал в размере USD 500.000.
В Постановление о ценных бумагах и фьючерсах (финансовые и маржинальные требования для владельцев лицензий на предоставление услуг на рынке капитала) были внесены поправки, согласно которым требование базового капитала, применимое к корпорации, получившей лицензию CMS в отношении сделок с ценными бумагами, составляет USD 500 000, если заявитель (i) не проводит операции с фьючерсными позициями, маржой или бухгалтерскими документами клиента; (ii) проводит сделки с ценными бумагами только с AIs или IIs; (iii) не принимает денежные средства или активы от любого клиента в качестве оплаты или в качестве маржи для гарантии или обеспечения какого-либо контракта на покупку или продажу ценных бумаг этим клиентом; и (iv) не проводит трансакции с ценными бумагами с клиентами в качестве принципала.
В «Уведомление о требовании к достаточности капиталу на основе оценки рисков для владельцев лицензий на предоставление услуг на рынке капитала» были внесены поправки, чтобы требование минимального операционного риска, для получивших лицензию CMS и проводящим сделки с ценными бумагами только с AIs или IIs, но не в качестве принципала, составляло USD 50 000.
В регулирование ценных бумагах и фьючерсов (лицензирование и ведение бизнеса) были внесены поправки, согласно которым отменяется требование гарантированного депозита для заявителя, который: (i) не проводит операции с фьючерсными позициями, маржей или бухгалтерскими документами клиента; (ii) проводит сделки с ценными бумагами только с AIs или IIs; (iii) не принимает денежные средства или активы от любого клиента в качестве оплаты или в качестве маржи для гарантии или обеспечения какого-либо контракта на покупку или продажу ценных бумаг этим клиентом; и (iv) не проводит трансакции с ценными бумагами с клиентами в качестве принципала.
Пояснение ограничений на рекламу
MAS пояснил в Консультационном документе и в последующих «Рекомендациях по рекламным ограничениям в разделе 272A, 272B и 275» масштабы ограничений на рекламу для предложений, получивших освобождение, а именно для аккредитованных инвесторов (AI), незначительных предложений и частного размещения.
Предложение, получившее освобождение, действует при условии, что оно не сопровождается рекламой, предлагающей данное предложение или привлекающей внимание к данному предложению (Ограничение рекламы). Приглашение к предложению может быть отправлено только квалифицированным лицам, и содержание данного приглашения может включать только фактическую информацию.
Публикация информации об оференте на платформе с неограниченным доступом (платформа, на которой информация, касающаяся предложений, доступна также неквалифицированным лицам), считается нарушением Ограничения на рекламу.
Однако, публикация информации о предложении на платформе с ограниченным доступом (платформа, на которой информация, относящаяся к предложениям, доступна только квалифицированным лицам после входа на платформу с помощью их уникального идентификатора и пароля), которая содержит только фактические данные и предоставляется только квалифицированным лицам, отвечает требованиям Ограничения на рекламу. В данной ситуации оператор платформы должен провести процедуру дью-дилидженс для подтверждения, что инвесторы с доступом к платформе имеют освобождение от выпуска проспекта эмиссии (например, институциональные инвесторы).
Тем не менее, публикация общей информации в разделе со свободным доступом на платформе, имеющей ограниченный доступ, которую могут также видеть неквалифицированные лица, не будет отвечать требованиям Ограничения рекламы, если она привлекает внимание к предложению.
MAS также пояснила, что Ограничение рекламы не запрещает оператору платформы краудфандинга рекламировать деятельность своей платформы для широкой публики. Такая реклама может включать общую информацию о платформе и её услугах, но без предоставления информации о конкретных предложениях, доступных на платформе.
Долевой краудфандинг от любого инвестора – Освобождение от эмиссии проспекта для незначительных предложений
Напомним, что компании могут проводить долевой краудфандинг без выпуска проспекта эмиссии, получив освобождение на незначительные предложения. Это освобождение было создано в 2005 году для снижения расходов на соблюдение установленных требований для компаний, которые хотят привлечь небольшой капитал.
В 2016 году, вследствие консультационного процесса по вопросам долевого краудфандинга, MAS внесло поправки в «Руководство по индивидуальным предложениям, сделанным в соответствии с освобождением от проспекта эмиссии незначительных предложений».
В первую очередь были внесены поправки в процедуру предварительной квалификации инвестора. Лицензированный оператор платформы долевого краудфандинга и оферент должны пройти надлежащие процедуры предварительной квалификации, чтобы гарантировать, что (a) инвесторы, которым предлагаются ценные бумаги, обладают достаточными знаниями или опытом для понимания рисков инвестирования в предлагаемые ценные бумаги, полагаясь на освобождение от проспекта эмиссии незначительных предложений (Тест на знания или опыт); или (b) инвестиции подходят для инвестора, исходя из его инвестиционных целей и терпимости к риску (Тест на оценку пригодности).
Данный подход смягчает требования предыдущего руководства, согласно которому необходимо было проводить оценку знаний и опыта потенциальных инвесторов, а также оценку пригодности капиталовложений долевого краудфандинга для инвесторов путём изучения их инвестиционных целей, терпимости к риску и финансовых возможностей.
Валютное управление Сингапура также усилило существующие требования раскрытия информации о рисках и представило обязательное заявление о раскрытии рисков в рамках процедуры предварительной квалификации. Для каждого предложения ценных бумаг, сделанного через онлайн-платформу долевого краудфандинга, платформа должна предоставить потенциальным инвесторам обязательное заявление о раскрытии рисков и потребовать от них подтверждение прочтения и понимания данного заявления, а также принятия указанных рисков. Платформа краудфандинга должна, как минимум раз в год, предоставлять отчёт о раскрытии общих рисков и получать подтверждение о принятии рисков от квалифицированного инвестора.
При назначении лицензированного оператора платформы долевого краудфандинга на должность посредника для незначительных предложений, оферент должен быть уверен, что оператор платформы долевого краудфандинга использовал надлежащие меры для соблюдения пересмотренных пред квалификационных процедур и требования раскрытия рисков.
Новый класс инвесторов
Валютное управление Сингапура в своем Ответе заявило, что его позиция заключается в регулировании долевого краудфандинга в рамках существующей нормативной базы и применении сниженных требований регулирования, основываясь на рисках и характеристиках бизнес-модели (например, обслуживать только институциональных и аккредитованных инвесторов, и не управлять денежными средствами клиентов). МАС считает нецелесообразным создание нового класса инвесторов специально для долевого краудфандинга, поскольку его текущая нормативная база уже откалибрована для обеспечения дифференцированного подхода между розничными и нерозничными инвесторами (например, AI или II).
Корпоративная отчётность
При оценке заявок на получение корпоративной лицензии в случае, если заявитель не отвечает обязательному требованию о хранении корпоративной отчётности за период не перекрытиях лет, MAS заявило, что будет рассматривать альтернативные факторы, такие как опыт и отчётность акционеров и ключевых сотрудников заявителя.
Управление, хранение или принятие денежных средств, активов или фьючерсных позиций клиентов
Посредники долевого краудфандинга, которые управляют, хранят или принимают денежные средства, активы или фьючерсные позиции клиентов, должны выполнять существующие финансовые требования согласно Постановлению о ценных бумагах и фьючерсах (финансовые и маржинальные требования для владельцев лицензий на предоставление услуг на рынке капитала) и соответствующие требования к денежным средствам и активам клиентов в соответствии с Постановлением о ценных бумагах и фьючерсах (лицензирование и ведение бизнеса).
Кредитный краудфандинг
Привлечение капитала от населения через кредитный краудфандинг или кредитование между физическими лицами регулируется MAS в рамках SFA и FAA. В соответствии с SFA любое предложение одолжить денежные средства предприятию считается предложением долговых обязательств, что является видом ценным бумаг. Таким образом, компания, предлагающая долговые обязательства, должна подготовить и зарегистрировать в MAS проспект эмиссии, если только компания не подпадает под одно из нескольких вышеописанных освобождений от выпуска проспекта эмиссии. Кроме того, оператору платформы на основе кредитования может потребоваться лицензия CMS и / или лицензии FAA, как уже описывалось ранее.
Подходы FSDC по регулированию долевого краудфандинга
В то время как Великобритания и США приняли специальное законодательство, регулирующее деятельность краудфандинга, Гонконг ещё не последовал этому примеру. В марте 2016 года консультативный орган правительства Гонконга — Совет по развитию финансовых услуг (FSDC), в своем документе «Принятие нормативной базы для долевого краудфандинга в Гонконге» рекомендовал нормативные изменения для содействия развитию рынка долевого краудфандинга в Гонконге, который, по мнению Совета, был бы очень выгодным для малых предприятий и стартапов Гонконга. В документе FSDC предлагаются два возможных подхода. Первый — внести существенные поправки в законодательство для обеспечения особого регулирования краудфандинга; второе — выпустить руководство по применению существующих правил к краудфандингу в рамках существующего регулирования с учётом уведомления об освобождении для предложений и рыночных ограничений.
Законодательные изменения для содействия функционирования долевого краудфандинга
Напомним, что основной деятельностью долевого краудфандинга является содействие в принятии инвесторами предложений о покупке акций, выпущенных стартап компанией. Эта деятельность осуществляется через платформу или подразделение краудфандинга. Предложения ценных бумагах для населения должны сопровождаться выпуском проспекта эмиссии и соблюдать требования регистрации в соответствии с Законом о компаниях (прекращение деятельности компании и прочие положения) (CWUMPO), в то время как торговля ценными бумагами, консультирование по данным сделкам и содействие заключению контрактов — это всё регулируемые виды деятельности, требующие получение лицензии SFO. В связи с этим законодательные изменения будет сосредоточены на CWUMPO и SFO.
Специальное освобождение от требований выпуска проспекта эмиссии и регистрации может быть создано непосредственно для решения проблем, связанных с краудфандингом. Это можно сделать, внеся изменения в раздел 38B CWUMPO, чтобы включить освобождение от требования выпуска проспекта эмиссии для предложений краудфандинга как определено в SFO. Будет также создан новый раздел в SFO, касающийся краудфандинга, который будет содержать подробное определение регулируемой деятельности и процесс лицензирования платформ краудфандинга. В новом разделе будет также указан характер информации, которая должна быть раскрыта инвесторам, и будут установлены ограничения на инвестирование (например, ограничение по процентной доле дохода). Целью данных изменений является стремление уравновесить более низкие требования к раскрытию информации с более высокими рисками инвестирования в стартапы. Данное законодательное положение может напоминать Раздел III Закона JOBS (США), регулируя платформу, раскрывая информации о предложении и воздействие на инвестора.
Преимуществом внесения законодательных изменений является создание высокой законодательной определённости и нормативно-правовой базы, регулирующей краудфандинг. Однако, учитывая время, необходимое для принятия законодательных инициатив в Гонконге, вполне вероятно, что начало функционирования краудфандинга в Гонконге будет отложено на неопределённый срок. Ещё одна проблема, отмеченная в документе FSDC, заключается в том, подходит ли американская модель нормативного вмешательства на законодательном уровне для нормативного стиля регулирования рынка Гонконга.
Разрешение краудфандинга в рамках текущей регулируемой деятельности
Такой подход потребует, чтобы SFC сначала определила краудфандинг как деятельность, подпадающую под регулирование SFO. Также необходимо, чтобы SFC выпустила ослабление требований к выпуску проспекта эмиссии CWUMPO. Это условие может потребовать от эмитента раскрытия информации для инвесторов, эквивалентного раскрытию информации в соответствии с законодательством Гонконга для годовых общих собраний и биржевый компаний. Другое условие относится к платформе, а именно необходимости получения от каждого инвестора обязательства, по которому он не будет инвестировать выше определенного лимита. Данный подход позволит SFC ослабить некоторые требования и интерпретировать краудфандинг как регулируемую деятельность в ходе одной консультации. Для этого никаких законодательных изменений не потребуется.
Основная структура
В документе FSDC рассматриваются три возможные регулируемые виды деятельности, в рамках которых может рассматриваться краудфандинг: (i) предоставление автоматизированных торговых услуг (тип 7), (ii) операции с ценными бумагами (тип 1) или (iii) консультирование по корпоративным финансам (тип 6). На данный момент неясно, под какой вид деятельности может подпадать краудфандинг, поскольку платформы помогают формировать контракты для передачи ценных бумаг, инвестируя в те же самые ценные бумаги и часто используя модели дохода, которые сопоставимы с моделями андеррайтеров (получая процент от размещённой суммы капитала).
Как правило, требования лицензирования взяты из разделов 114-116 SFO, а применимые правила и руководящие принципы из SFC. Если выбрана форма ATS, будут применяться правила электронных торговых систем, изложенные в пункте 18 Кодекса поведения для лиц, имеющих лицензию или зарегистрированных в Комиссии по ценным бумагам и фьючерсам (Кодекс поведения), и правила альтернативного пула ликвидности (ALPs), изложенные в пункте 19 Кодекса поведения. Платформы должны будут иметь подходящие оперативные средства, обеспечивающие надёжное предоставление регулируемых услуг, а также необходимо будет соответствовать требованиям «компетентности и приемлемости», применимым к предприятию и его управлению.
Для лицензирования каждого вида деятельности дополнительно потребуется оплаченный акционерный капитал в размере HK$5 миллионов и ликвидный капитал в размере HK$3 миллионов, пригодность персонала и организации и предоставление непрерывной отчётности. Лицензированные организации должны будут хранить всю бухгалтерскую отчётность и данные аудиторской проверки, предоставлять пользователям достаточную прозрачность, а в случае операций ATS — участвовать в постоянном наблюдении за операциями в соответствии с гонконгской и международной рыночной практикой.
FSDC предлагает, независимо от регулируемой деятельности или видов деятельности, под которую подпадает краудфандинг, добавить два требования к руководству SFC:
- платформа должна получать от каждого инвестора обязательство, подтверждающее, что он понимает риски предложения, прочитал материалы, опубликованные эмитентом, и не будет инвестировать более определённой суммы; а также
- платформа должна будет предоставлять материалы и, по возможности, проводить семинары по инвестиционному и финансовому образованию.
Общее освобождение от выпуска проспекта эмиссии для предложений краудфандинга
Если краудфандинг подпадает под требование раскрытия информации для полного публичного предложения, нормативные расходы будут препятствовать развитию рынка. В связи с этим, FSDC полагает, что SFC должна использовать свои полномочия в соответствии с разделом 38A (2) CWUMPO для создания и публикации общих освобождений «для любого класса проспектов, выпущенных компаниями». Для защиты инвесторов при одновременном снижении обременительных нормативных требований, освобождение должно предоставляться с учетом условий. Например, оно может применяться к: (i) предложениям компаний, зарегистрированных в соответствии с Законом Гонконга о компаниях, которые предоставляют потенциальным инвесторам все отчёты и заявления, являющиеся обязательными на ежегодном общем собрании; или (ii) эквивалентную информацию для зарубежных компаний; и (iii) освобождение будет доступно только для предложений, осуществляемых через лицензированную платформу краудфандинга. Если условия для получения освобождения выполнены, предложение может получить освобождение, предусмотренное в разделе 103 (3) SFO.
Это предложение не потребует существенных изменений, поскольку законодательство Гонконга о компаниях уже использует основной набор документов для раскрытия информации, которые являются достаточными и не слишком обременительными. Прозрачность будет достаточной, если акционерам будут предоставлены следующие документы на каждом ежегодном общем собрании (независимо от того, зарегистрирована компания на бирже или нет):
- аудированная финансовая отчётность, соответствующая стандартам бухгалтерского учёта в Гонконге;
- отчёт директора, поясняющий:
- основные виды деятельности компании в течение финансового года;
- основные риски и факторы неопределенности, с которыми сталкивается компания;
- важные события, повлиявшие на компанию в прошлом году;
- показатели будущего развития компании;
- анализ ключевых показателей эффективности;
- взаимоотношения с сотрудниками, клиентами и поставщиками;
- информация о договоренностях, позволяющих директору приобретать акции;
- прямые и косвенные интересы директора в крупных сделках, заключённых компанией;
- выпущенные акции и соглашения с привязкой к акциям, заключённые компанией;
- причины отставки директора; а также
- предусмотренная сума вознаграждения директора; а также
- аудиторский отчёт, предусматривающий уголовную ответственность за намеренное или безответственное опущение требуемых данных.
Учитывая вышеизложенную информацию, FSDC считает, что освобождение от выпуска проспекта эмиссии для краудфандинга не повлияет на объем раскрываемой информации, доступной инвесторам, в то время как обеспечит функционирование краудфандинга с меньшими расходами и меньшим уровнем риска.
Преимущество данной инициативы заключается в стимулировании стартапов регистрироваться в Гонконге, и тем самым вести свою оперативную деятельность, нанимать сотрудников, оплачивать регистрационные взносы и пользоваться юридическими и бухгалтерскими услугами в Гонконге, что приводит к развитию экономики Гонконга.
Права инвесторов
Чтобы позволить краудфандингу функционировать эффективно и безопасно, Гонконг должен предложить подход к выбору инвестора. FSDC полагает, что краудфандинг может подвергнуть обычных розничных инвесторов финансовому риску в той степени, какой другие типы инвестиций этого сделать не смогут. В результате, вместо того, чтобы принимать подход Великобритании по оценке рисков, FSDC предлагает ввести инвестиционный лимит для инвесторов, аналогичный используемому в США.
Установление инвестиционного лимита может опираться на один из двух подходов:
- установление единого фиксированного процентного лимита, например, 10% годового дохода инвестора, или стандартный показатель, включающий как годовой доход, так и собственный капитал, который может быть использован для всех новых инвестиций за тот же период; или
- численные ограничения могут быть установлены на сумму, которую инвестор мог бы инвестировать в какую-либо одну компанию и любое количество компаний в течение определенного периода времени.
Приведение в исполнение данных лимитов может быть либо условием лицензирования для платформ, либо оставлено инвестору для соблюдения его обязательств в сочетании с существующим обязательством лицензирования на платформе для сбора и документирования обязательств инвесторов.
FSDC предположил, что лимит и его соблюдение следует определить после проведения общественных консультаций или количественного анализа.
Выводы FSDC
Варианты, которые обсуждалась в документе FSDC, не являются полным списком стратегий регулирования, а скорее возможными нормативными рамками для содействия развитию рынка краудфандинга в Гонконге. Экономические данные свидетельствуют о том, что финансовая деятельность краудфандинга будет иметь значительные преимущества для малых предприятий в Гонконге.
Любые нормативные изменения должны балансировать между необходимостью защиты инвесторов и важной ролью предпринимательства и новых форм финансовых инноваций. Именно по этой причине цель Гонконга — стать ведущим игроком в секторе финтех и создать соответствующий нормативный режим, применимый к краудфандингу.
Заключительные выводы
Похоже, что директивные и регулирующие органы в таких юрисдикциях, как Великобритания и Сингапур, основное внимание уделяют защите инвесторов, а не содействию развития сектора финтех и краудфандингу в частности. Даже в результате проведения реформ в США, регулирование по-прежнему является обременительным. Для того, чтобы Гонконг стал центром финтех сектора, он должен внедрить нормативные предложения FSDC.
Примечание. Вышеуказанная информация предназначена только для информационных целей. Компания Charltons имеет право на проведение консультаций только по вопросам законодательства Гонконга. Компания Charltons не имеет право на проведение консультаций по законам США, Великобритании и Сингапура, и вышеуказанная информация основана на понимании компании Charltons позиции только в юрисдикции Гонконга. Конкретные рекомендации следует запрашивать у юристов, практикующих в этих юрисдикциях, в отношении какой-либо определённой ситуации.
1 International Organization of Securities Commissions (IOSCO), “Crowd-funding: An Infant Industry Growing Fast,” Staff Working Paper SWP3/2014 <https://www.iosco.org/research/pdf/swp/Crowd-funding-An-Infant-Industry-Growing-Fast.pdf>.
2South China Morning Post, “Kickstarter crowdfunding platform launches in Hong Kong”, 31.8.2016 <http://www.scmp.com/lifestyle/article/2011156/kickstarter-crowdfunding-platform-launches-hong-kong>.
3FCA Policy Statement (PS14/14).