20 марта 2017 года, Деловой Совет по Финансовым Услугам (FSBC) Европейской Торговой Палаты опубликовал меморандум о состоянии и развитии финансовых технологий (Финтех) в Гонконге (перейдите по следующей ссылке для просмотра китайской версии меморандума). Финтех определяется как применение инновационных технологий в сфере финансовых услуг. В меморандуме анализируется использование финансовых технологий в Гонконге за последние годы.
Ключевые рекомендации
- FSBC рекомендует правительству Гонконга увеличить финансирование Финтеха и поощрять частные инвестиции в местные финтех-стартапы.
- FSBC призывает правительство Гонконга продолжать уделять особое внимание образованию в области точных наук и развитию предпринимательства. Необходимо разработать специальную визовую схему для привлечения иностранных талантливых специалистов в сфере Финтех.
- FSBC рекомендует правительству Гонконга продолжать инвестиции в высококачественную инфраструктуру.
- FSBC рекомендует расширить учебно-экспериментальную площадку Управления денежного обращения Гонконга в сфере Финтех на поставщиков финансовых услуг, регулируемых Комиссией по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга, а также на нерегулируемые компании.
- FSBC рекомендует правительству Гонконга уделять особое внимание спросу на Финтех в сфере платежных систем, денежных переводов и роботизированных консультантов. Необходимо также способствовать внедрению финансовых технологий в финансовые учреждения.
- FSBC призывает Европейскую Комиссию и правительство Гонконга к сотрудничеству в сфере Финтех, взаимному обмену информацией о новых тенденциях и вопросах регулирования и созданию совместных инновационных проектов. В дополнение, необходимо обсуждение и поиск решений по внедрению продуктов Финтех в каждый из рынков.
Модель Зрелости
FSBC использовал Модель Зрелости и сравнив Гонконг в качестве потенциального международного центра Финтех с рынками Германии (Берлин), Израиля (Тель-Авив), Люксембурга, Сингапура, Великобритании (Лондон) и Соединенных Штатов (Нью Йорк и Силиконовая Долина). Модель Зрелости Уровень зрелости измеряет уровень готовности сектора Финтех в отношении таких показателей как доступ к капиталу, талантам, инфраструктура, регулирование, спрос и предложение.
Доступ к капиталу
Руководящая группа по финансовым технологиям (Руководящая Группа) была создана правительством Гонконга в апреле 2015 года для изучения и разработки стратегий развития Гонконга в качестве центра Финтех. В феврале 2016 года Руководящая Группа опубликовала отчёт и порекомендовала расширить распространение информации о доступных в Гонконге источниках финансирования.
В сентябре 2016 года InvestHK — правительственный орган, отвечающий за привлечение и удержание прямых иностранных инвестиций в Гонконге, организовал финтех-кампанию по продвижению Финтеха в Гонконге. Была создана финтех-команда по организации международных мероприятий, привлечению потенциальных гонконгских компаний, инвесторов и исследовательских институтов в сфере Финтех. В ноябре 2016 года была проведена первая Неделя Финтех в Гонконге, был запущен новый веб-сайт Финтех в Гонконге (www.hongkong-fintech.hk), направленный на продвижение местной индустрии Финтех. Правительство Гонконга также учредило Фонд Инноваций и Технологий (ITF), Корпоративный Венчурный Фонд (CVF) и ряд схем финансирования Cyberport. Согласно финансовой политике правительства Гонконга 2016 года в первой половине 2017 года будет запущен новый инновационный и Технологический Венчурный Фонд (ITVF) размером в 2 миллиарда гонконгских долларов.
Однако, в 2015 году Гонконг занял последнее место по доступу к капиталу среди семи глобальных центров Финтех, включая Великобританию, Калифорнию, Нью-Йорк, Сингапур, Германию и Австралию. В настоящий момент доступность капитала является сложной проблемой из-за следующих факторов:
Нехватка крупных государственных программ финансирования
- HKD 50 млн, имеющихся в рамках CVF — это значительно меньше, чем средства венчурных фондов, поддерживаемых правительствами в других странах, таких как Сингапур, Тайвань и Материковый Китай. Схема поддержки предпринимательства в рамках ITF в Гонконге предлагает только долларовое сопоставление частного финансирования исследований и разработок на общую сумму до HKD 10 млн для каждого отдельного проекта, не ограничиваясь только финтех-компаниями. Для сравнения, British Business Bank, оказывающих поддержку по финансированию малых и средних предприятий, получил 1,47 млрд евро (1,25 млрд фунтов) государственного финансирования с момента его создания в 2012 году. Берлин также предлагает ряд программ финансирования, таких как pro FIT-Project Financing programme, созданная банком Investitionsbank Berlin и предоставляющая финансирование стартапам до 1,4 млн евро на каждый проект. В Люксембурге, фонд Luxembourg Future Fund размером в 150 млн евро инвестирует в венчурные фонды, а также в предприятия малого и среднего бизнеса для продвижения сферы Финтех в Люксембурге. Малые и средние предприятия в сфере инноваций могут также получать денежные займы в рамках программы InnovFin — совместной инициативы Европейской группы инвестиционных банков (European Investment Bank Group ) и Европейской комиссии (European Commission).
Нехватка специальных фондов для Финтех
- В Гонконге недостаточно схем финансирования, созданных специально для Финтех. В качестве примера такой схемы финансирования можно рассмотреть схему Financial Sector Technology and Innovation Scheme (FSTI), созданную Управлением денежного обращения Сингапура (MAS), которая является фондом размером в EUR 148 млн (SGD 225 млн) и оказывает поддержку инновационным центрам и Финтех проектам.
По данным института Мартина Просперити (Martin Prosperity Institute) Гонконг занял 107-е место по венчурным инвестициям в мире, в то время как Сан-Франциско, Нью-Йорк и Лондон заняли соответственно первое, четвертое и седьмое места. В 2015 году, технологические компании Берлина получили венчурные инвестиции в размере EUR 2,15 млрд, а стартапы в Лондоне — в размере EUR 1,77 млрд. По состоянию на июль 2016 года, Гонконг получил только EUR 156 млн Финтех инвестиций. Гонконг также отстает от других крупных городов Азии, таких как Токио и Сингапур, по венчурным инвестициям. FSBC рекомендует правительству Гонконга рассмотреть опыт Великобритании по введению специальных налоговых режимов для частных лиц и предприятий, инвестирующих в стартапы. Квалифицированные в Европе менеджеры фондов венчурного капитала (QVCFM) могут предлагать квалифицированные фонды венчурного капитала (QVCF) подходящим инвесторам и привлекать средства по всей Европе в соответствии с европейским регламентом фондов венчурного капитала. Гонконгские финтех-предприятия малого и среднего бизнеса в случае соответствия требуемым критериям также могут претендовать на участие в QVCF.
Первая Неделя Финтех в Гонконге в ноябре 2016 года, организованная InvestHK, включала в себя новые Финтех мероприятия и программы такие как FinTech Finals, FinTech O2O Global Summit, Supercharger FinTech Accelerator, DBS Accelerator при поддержке компании Nest и FinTech Innovation Labs при поддержке компании Accenture. Однако FSBC считает, что предприниматели в сфере Финтех всё еще ограниченны в возможностях поиска потенциальных венчурных инвесторов и бизнес-ангелами. InvestHK следует рассмотреть возможность проведения дополнительных мероприятий Финтех в сотрудничестве с различными профессиональными финтех-сообществами и финансовыми учреждениями. Текущие программы Финтех в Гонконге являются частными инициативами, в то время как, например, Bank of England в Великобритании имеет собственную программу по Финтех для содействия во внедрении инновационных технологий в финансовую отрасль. FSBC считает, что Управление денежного обращения Гонконга (HKMA) может последовать этому примеру и организовать поддерживаемую правительством программу для Финтех. Поскольку на веб-сайте Hong Kong FinTech (www.hongkong-fintech.hk) информация о доступе к капиталу ограничена, необходимо рассмотреть возможность более доступной информации путём распространения рекомендаций, касающихся как государственного, так и частного финансирования в Гонконге.
Платформы по сбору средств (краудфандингу) популярны в Великобритании и США, но практически отсутствуют в Гонконге. Краудфандинг в Гонконге рискует нарушить положения по регулированию, в частности, ограничение на продажу ценных бумаг согласно закону о компаниях (Companies Ordinance) (ликвидация и прочие положения) и закону о ценных бумагах и фьючерсах (Securities and Futures Ordinance), а также режим лицензирования Комиссии по ценным бумагам и фьючерсам (SFC) для продажи и распостранения ценных бумаг. Также при создании платформы по краудфандингу может потребоваться авторизация SFC как для схемы коллективных инвестиций. Для платформы по сбору средств может требоваться лицензия SFC для деятельности, связанной с управлением активами, поскольку такая деятельность является регулируемой в Гонконге. В то время как Великобритания и США разработали специальное законодательство в отношении деятельности по сбору средств, Гонконг еще не последовал этому примеру, хотя Совет по развитию финансовых услуг (FSDC) в документе «Введение законодательной базы для краудфандинга в Гонконге» («Introducing a Regulatory Framework for Equity Crowdfunding in Hong Kong») от марта 2016 говорится ол том, что Гонконгу необходимо способствовать развитию рынка по сбору средств на законодательном уровне в самое ближайшее время.
Индустрия Финтех в Гонконге по данным на июль 2016 года получила инвестиции в размере EUR 156 млн, что составляет лишь 1,8% от EUR 8.522 млрд — общего объема инвестиций, полученных китайскими компаниями в индустрии Финтех за первые семь месяцев 2016 года. Три крупнейшие сделки Финтех по сбору средств в материковом Китае в первой половине 2016 года привлекли в общей сложности EUR 6,33 млрд, в то время как крупнейшая сделка Финтех в Гонконге за тот же период составила EUR 151 млн. FSBC считает, что вместо конкуренции с материковым Китаем Гонконгу необходимо установить тесные профессиональные отношения с Китаем в сфере Финтех
В меморандуме изложены следующие рекомендации:
- FSBC рекомендует правительству Гонконга организовывать больше программ по финансированию финтех-компаний и увеличить объем финансирования таких компаний;
- FSBC рекомендует правительству Гонконга учредить специальный Финтех фонд;
- FSBC предлагает создать отдельный раздел по доступу к капиталу на веб-сайте Финтиех в Гонконге (www.hongkong-FinTech.hk), чтобы лучше информировать финтех-компании о возможностях финансирования в Гонконге;
- FSBC предлагает проводить в Гонконге больше мероприятий и программ Финтех для привлечения инвестиций в индустрию Финтех в Гонконге;
- FSBC настоятельно рекомендует Бюро Финансовых Услуг и Казначейства (Financial Services and Treasury Bureau), Законодательному Совету Гонконга (Hong Kong Legislative Council) и SFC пересмотреть и внести поправки в существующий режим регулирования такой деятельности по привлечению финансирования и сбору средств как краудфандинг и кредитование между физическими лицами;
- the FSBC encourages European companies/venture capitalists to explore opportunities to invest in Hong Kong FinTech companies.
- FSBC поощряет европейские компании / венчурные предприятия к изучению возможностей инвестирования в гонконгские финтех-компании
Доступ к талантам
Согласно отчёту 2016 года численность работающих в индустрии Финтех в Гонконге составляет приблизительно 8,000 человек, что значительно отстаёт от аналогичных показателей в Нью-Йорке, Калифорнии, Великобритании, Австралии, Сингапура и Германии.
FSBC определяет талант в индустрии Финтех как комбинацию талантливых специалистов сферы финансовых услуг, информационных технологий и предпринимательской деятельности. В Гонконге есть высококвалифицированные специалисты по финансовым услугам, но не хватает специалистов в сфере информационных технологий. Выпускники гонконгских вузов в большинстве случаев редко рассматривают возможность начать свой собственный бизнес, что является ярким показателем менее развитой стартап-культуры, чем в других центрах Финтех. FSBC признает Центры предпринимательства, созданные несколькими университетами Гонконга, призваны улучшить эту ситуацию. Тем не менее, FSBC подчеркивает, что развитие предпринимательства начинается со школьного образования и необходима платформа, где бы студенты могли использовать свои технологические, предпринимательские навыки, а также навыки разработки продуктов и услуг.
Правительство Гонконга предпринимает шаги по реформированию начального и среднего образования, направленных на улучшение образования в области науки, техники, техники и математики (точные науки). В учебную программу университетов Гонконга были включены Финтех-курсы. Например, программа «Executive Certificate in Internet Finance», проводимая школой Гонконгского университета по профессиональному и непрерывному образованию (HKU School of Professional and Continuing Education (HKU Space)), новое партнерство Университета Гонконга (HKU) и Гонконгского научно-исследовательского института прикладных исследований и технологий (ASTRI) для создания совместных исследовательских финтех-лабораторий, HealthTech и Smart City. Программа стажировки Cyberport Digital Tech Program позволяет гонконгским студентам, изучающим информационно-коммуникационные технологии, получить опыт работы в Силиконовой долине или компаниях в Шанхае во время летних каникул. Программа партнерства Cyberport University предлагает гонконгским студентам возможность принять участие и развить предпринимательский потенциал на базеBoot Camp в Стэнфордской высшей школе бизнеса (Stanford Graduate School of Business).
Гонконг считается пятым по популярности местом работы для иностранцев. В привлечении иностранного высококвалифицированных специалистов Гонконг занимает 6-е место, отчасти благодаря эффективному иммиграционному режиму. Примером доступной для иностранцев виз является инвестиционная виза для предпринимателей, предназначенная для бизнесменов, которые хотят учредить или присоединиться к уже существующему стартапу в Гонконге. Данная виза изготавливается в течение четырёх недель. Другим примером доступного визового режима является Схема для высококвалифицированных специалистов и профессионалов из материкового Китая (ASMTP), которая позволяет гонконгским компаниям осуществлять найм сотрудников из материкового Китая. Последний тип визы требует выполнение ряда критериев, наиболее сложным из которых является необходимость доказать, что на данную должность не может быть нанят местный специалист.
FSBC отмечает, что любое улучшение итак благоприятной иммиграционной политики Гонконга не обязательно повысит привлекательность Гонконга для иностранных талантов, поскольку одним из факторов, наиболее пагубно влияющих на привлечение иностранцев, является высокая стоимость жизни в Гонконге. Кроме того, средняя годовая зарплата гонконгских программистов-разработчиков составляет EUR 33 000, что меньше зарплаты в Сингапуре (EUR 35 000), Лондоне (EUR 60 000 ) и Нью-Йорке (EUR 110 000).
Рекомендации включают в себя следующее:
- FSBC рекомендует правительству Гонконга совместно с частным сектором организовать платформу, объединяющую компании и студентов и способствующей карьере и образованию в области технологий и предпринимательства;
- FSBC призывает правительство Гонконга продолжить фокусироваться на образовании в сфере технологий, уделяя особое внимание точным наукам и информационно-коммуникационным технологиям, особенно в области программирования;
- В настоящий момент инвестиционная виза для предпринимателей применяется только к собственникам компаний, партнёрам стартапов и ключевым разработчикам. FSBC рекомендует расширить визу для квалифицированных иностранных специалистов или разработать конкретные визовые схемы, аналогичные британской схеме Tech Nation Visa; и
- Что касается визовой схемы ASMTP для граждан материкового Китая, FSBC призывает правительство Гонконга классифицировать все рабочие места в индустрии Финтех как вакансии, которые в настоящее время не могут быть легко заполнены местным персоналом
Инфраструктура
FSBC подчеркивает, что финтех-компании зависят от доступа к инфраструктуре информационно-коммуникационных технологий (ICT), и финтех-предприятия зачастую полагаются на обработку больших объёмов медиаконтента, данных, облачных вычислений и интернетом вещей (IOT). Поэтому высокоскоростная широкополосная передача данных по сети является одним из ключевых факторов их успеха.
Сингапур и Гонконг занимают лидирующие места по средней фиксированной широкополосной пиковой скорости соединения, благодаря полной либерализации рынка для интернет-провайдеров. Сингапур занимает 1-е место по пиковым скоростям и, как ожидается, сохранит лидерство в ближайшем будущем. Сингапур запустил свой первый широкополосный доступ в 10 Гбит / с (Gbps) для корпоративных клиентов в 2014 году и теперь имеет две телекоммуникационные компании, предлагающие его как для домашнего использования, так и для предприятий
Международная пропускная способность интернета также измеряется для определения средней нагрузки на трафик международных волоконно-оптических кабелей и радиолиний для переноса интернет-трафика в пределах региона. Гонконг значительно превосходит другие страны по объему международного трафика. Покрытие 3G / 4G также считается полезным индексом, так как при отсутствии беспроводного интернет-соединения мобильные данные могут поддерживать услуги Финтех. По данным на август 2016 года Гонконг занимает 5-е место по доступности 3G / 4G. Поэтому Гонконг считается ведущей цифровой экономикой с развитой инфраструктурой ICT и высокой технологической грамотностью и скоростью внедрения технологий. Кроме того, благодаря близости к материковому Китаю, Гонконг рассматривается многочисленными компаниями в области облачных вычислений и операторами центров обработки данных как возможность экспансии в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Финтех-стартапы всё чаще становятся источником инновационных решений для финансовых рынков, но им часто приходится сталкиваться с трудностями в своевременном заключении соглашений об обслуживании финтех-продуктов со стороны крупных финансовых учреждений. Облачные сервисы предлагают масштабируемость, гибкость и скорость, что позволяет быстро запускать стартапы. Стоимость инвестиций также снижается из-за требуемого самообслуживания. Среди трёх типов облачных вычислений инфраструктура как услуга (IaaS), программное обеспечение как услуга и платформа как услуга исследовательский центр Gartner определил IaaS как «стандартизованное, высокоавтоматизированное предложение, где компьютерные ресурсы дополняются системами хранения и сетевыми возможностями и принадлежат, а также размещаются у поставщика услуг, предоставляясь клиентам по запросу через Интернет». Согласно индексу готовности к облачным услугам ( Cloud Readiness Index) в 2016 году Гонконг находится в верхнем слоте индекса. Этот индекс основан на параметрах международной связи, широкополосного качества, устойчивости, риска центра данных, кибербезопасности, нормативной среды, защиты интеллектуальной собственности, сложности бизнеса и свободы информации. Гонконг очень хорошо зарекомендовал себя в вопросах конфиденциальности и качества широкополосного доступа. Гонконг нуждается в усовершенствовании таких областях как кибербезопасность, устойчивость и государственное регулирование. Гонконг опрежает Сингапур в отношении свободы информации.
FSBC считает, что открытые данные могут способствовать развитию финтех-индустрии. Банки могут использовать открытые интерфейсы прикладного программирования (API), которые являются результатом политики открытых данных, что позволит финтех-компаниям получать данные о клиентах банков и анализировать и использовать эти данные для предоставления более персонализированных услуг. В 2015 году по глобальному индексу открытых данных (Global Open Data index) Гонконг опередил Израиль и Люксембург, но значительно уступил Германии, Сингапуру, Великобритании и США. Что касается кибербезопасности, которая также имеет жизненно важное значение для развития финтех-индустрии, в мае 2016 года HKMA запустила Cybersecurity Fortification Initiative (CFI) для банков. По индексу глобальной безопасности (Global Security index) в 2014 году Гонконг опережал Люксембург, но уступал Германии, Сингапуру, Израилю, Великобритании и США. Инновационный финтех-центр HKMA-ASTRI, основанный 11 ноября 2016 года, базируется в Гонконгском научном парке и представляет собой место для сотрудничества и колаборации стартапов, финансовых учреждений и HKMA в отношении инновационных идей и проведения пробных испытаний. В то же время, Cyberport в Гонконге предлагает стартапам совместное рабочее пространство и поддерживает до 150 финтех-стартапов в течение следующих пяти лет. Для бюджета на 2016-2017 год рабочее пространство Cyberport Smart-Space в 35 000 квадратных футов будет зарезервировано для запуска финтех-стартапов. Smart-Space также предлагает выставочный зал, где стартапы могут продемонстрировать свою продукцию потенциальным инвесторам.
Меморандум предлагает следующие рекомендации:
- Гонконг должен отойти от «общего» подхода в отношении клиентов банка и учитывать уровни риска в соответствии с руководством HKMA. В то же время следует поощрять и способствовать коммуникации внутри банка под контролем соответствующих регулирующих органов, чтобы исключить дублирование усилий при проведении процедуры дью-дилидженс для клиентов.
- В Гонконге необходимо продолжать поддерживать высокий стандарт в отношении (мобильного) подключения к Интернету.
- FSBC рекомендует правительству Гонконга принять политику по улучшению качества и количества открытых данных, особенно в сфере финансовых услуг. Правительство Гонконга могло бы обсудить открытые банковские услуги и API с Европейской комиссией (European Commission) и Европейским банковским управлением (European Banking Authority).
- FSBC одобряет Cyberport Smart-Space и инновационный финтех-центр в Научном парке.
Регулирование
FSBC признаёт, что в настоящее время финансовые регуляторы сталкиваются с новыми проблемами, такими как последствия недостатков в функционировании технологий и киберугроз, а также наличие стратегий и системы управления рисками у новых участников рынка. Кроме того, деятельность Финтех может подпадать под сферу действие существующего финансового регулирования в отношении кредитования, платежных систем, инвестиционных рекомендаций, торговых услуг или требований проспекта эмиссии. Таким образом, регуляторы во всем мире находятся в процессе определения подходящего режима регулирования, соответствующего эволюции Финтех.
ЕС еще не разработал всестороннюю нормативную базу для Финтех, но ввел в действие правила регулирования для Финтех. В 2015 году Европейская комиссия (European Commission) приняла стратегию Цифрового единого рынка (Digital Single Market strategy) и в начале 2017 года она одобрила План действий, направленный на содействие разработке инновационных решений в розничном финансировании. Европейский парламент планирует собрать группу специалистов для решения задач в сфере цифровых валют и технологии Blockchain. Европейское управление по ценным бумагам и рынкам (ESMA) выпустило проект документа для консультаций с общественностью в отношении Distributed Ledger Technology (DLT) по вопросам регулирования. Европейский центральный банк также выпустил ряд документов и заявлений по DLT и криптовалютам. DLT и криптовалюты также были предметом регулирования в некоторых государствах-членах ЕС: финансовый регулятор Люксембурга, Комиссия по надзору за финансовым сектором (Commission de Surveillance du Secteur Financier) признали виртуальную валюту в 2014 году, а также предоставили платежную лицензию оператору виртуальной валюты.
В Великобритании Управление по финансовым вопросам (FCA) финансового регулятора запустило нормативную учебно-экспериментальную среду, направленную на создание «безопасного бизнес-пространства» для тестирования инновационные продуктов без регулирования данной деятельности. FCA также создала консультационную группу, которая предоставляет комментарии и предложения по вопросам регулирования для компаний по разработке автоматизированных модели, предоставляющих потребителям более дешевые консультации. Банк Англии (Bank of England) объявил о запуске финтех-программы для совместной работы с финтех-компаниями по проблемам, стоящими перед центральным банком.
В Сингапуре MAS объявило о подходе, основанном на риске для финтех-инноваций, подчеркнув, что не может быть «общего и единого» подхода к Финтех. 16 ноября 2016 года MAS запустило нормативную учебно-экспериментальную среду с упрощёнными нормативными требованиями. Совместно с Сингапурским национальным исследовательским фондом MAS также создало специальный офис Финтех, представляющий собой универсальный виртуальный объект по вопросам Финтех, для продвижения Сингапура в качестве центра Финтех. MAS выделило EUR 148 млн (USD 225 млн) на программу «Технологии и инновации в финансовом секторе» для поддержки соответствующей экосистемы для инноваций в Сингапуре.
Главный исполнительный директор HKMA признал достижения в области Финтех за последние годы и объявил, что HKMA будет придерживаться подхода, основанного на оценке риска, а также технологически-нейтрального подхода. HKMA открыло финтех-офис (FFO) для обеспечения устойчивого развитие экосистемы Финтех. После открытия финтех-офиса FFO была запущена тестовая платформа FinTech Supervisory Sandbox (FSS), доступная как для Финтех, так и для других инициатив авторизованных институтов в Гонконге. В рамках платформы FSS авторизованные институты могут проводить экспериментальные испытания своих технологий без необходимости полного соблюдения стандартных нормативных требований. Авторизованные институты, намеревающиеся получить доступ к платформе FSS, могут обратиться в HKMA для получения доступа на индивидуальной основе. HKMA и Научно-исследовательский институт прикладных исследований и технологий (ASTRI) запустили программу развития карьеры (FCAS) для талантливых специалистов в области Финтех в Гонконге. FCAS поддерживают 11 банков и 9 университетов и предлагают программы стажировки студентам, заинтересованным в дальнейшей карьере в финтех-индустрии.
SFC предприняла ряд шагов для улучшения понимания сообществом Финтех текущего режима регулирования, а также позволяющих SFC оставаться в курсе разработок в Финтех в Гонконге. Кроме того, SFC создала консультационную финтех-группу, собирающую информацию о последних тенденциях в Финтех для заинтересованных сторон по конкретным вопросам Финтех для определения возможностей, рисков и вопросов регулирования. В докладе Руководящей группы от февраля 2016 года предложены рекомендации по оказанию помощи финтех-стартапам, привлечению финансовых учреждений для поиска программ-катализаторов и лабораторий в Гонконге для улучшения распространения информации о ресурсах финансирования и поощрения молодых талантов в финтех-индустрии. Правительство также учредило Совет по развитию финансовых услуг (FSDC) в январе 2013 года в качестве правительственного консультационного органа и поддержания устойчивого развития отрасли финансовых услуг. FSDC неоднократно подчеркивал, что Гонконгу необходимо предпринимать шаги по становлению ведущим финтех-центром для укрепления позиции в качестве ведущего международного финансового центра. В марте 2016 года FSDC опубликовала документ, в котором рекомендует ввести нормативную базу, способствующую развитию краудфандинга в Гонконге.
Рекомендации включают в себя:
- Платформа FSS, учреждённая HKMA, в настоящее время доступна только для авторизованных институтов. FSBC призывает регулирующие органы Гонконга расширитть платформу и для регулируемых SFC финансовых посредников, а также для нефинансовых и нерегулируемых учреждений. Это позволит финтех-стартапам тестировать и разрабатывать инновационные решения с упрощённым нормативным регулированием.
- FSBC призывает правительство Гонконга рассмотреть возможность тесного сотрудничества с китайским правительством по вопросам Финтех для установления режима взаимного признания, дающего поставщикам и продуктам доступ к рынку Финтех.
- FSBC поощряет HKMA и далее заключать соглашения о сотрудничестве в области Финтех с другими регуляторами, аналогично соглашению с британским Управлением по финансовым вопросам (FCA).
- FSBC поощряет сотрудничество ЕС и Гонконга в области Финтех, обмену информацией о новых тенденциях и нормативных вопросах, обсуждению финтех-продуктов и их реализации на рынке у, а также изучению потенциальных совместных инновационных проектов.
Спрос
В 2015 году был вычислен индекс принятия Финтех (FinTech adoption index), показывающий степень принятия Финтех в Гонконге, США, Сингапуре, Великобритании, Австралии и Канаде. Степень принятия Финтех в Гонконге составляет 29,1%, что значительно выше, чем средний показатель других стран — 15,5%. Степень принятия Финтех в Гонконге связана со спросом на Финтех, возросший спрос на Финтех объясняется изменениями потребностей покупателей. Один банк заявил, что в период с августа 2013 года по август 2016 года количество сделок с мобильными телефонами выросло на 232%. В банковском секторе в Гонконге в прошлом году 85% всех транзакций с клиентами осуществлялись с помощью мобильных телефонов и онлайн-приложений. Спрос на Финтехт акже может быть частично объяснен отсутствием общественного доверия к традиционным финансовым институтам после финансового кризиса 2008 года.
Рост требований регулирования направлен на устранение ошибок финансового кризиса 2008 года, однако, по оценкам, затраты на управление, риск-менеджмент и соблюдение правовых требований в настоящее время составляют 15-20% от общих издержек большинства крупных банков. Согласно исследованию, проведенному в 2016 году, среднее соотношение расходов к доходам в 2015 году для всех участвующих в исследовании банков в Гонконге увеличилось на 1,6 процентных пункта по сравнению с 2014 годом и привело к среднему соотношению расходов к доходам в 48,7 процента. Только 40% опрошенных банков в Гонконге показали прогресс в снижении соотношения расходов к доходам. Поэтому финансовые учреждения изучают способы снижения соотношения расходов к доходам, и решения всё чаще связаны с технологиями и программным обеспечением, которые разработанные финтех-компаниями. Технологии и программное обеспечение, разработанные и используемые финтех-компаниями, могут, например, автоматизировать операционный отдел банка, с таким программным обеспечением, как Robotic Process Automation (RPA). Благодаря пересмотру своей IT-архитектуры, небольшие департаменты могут решать свои операционные задачи. При создании полностью автоматизированного операционного отдела банки могут повысить производительность и качество обслуживания клиентов до 50%, а программное обеспечение RPA может сэкономить 25-50% издержек. FSBC считает, что RPA — позволяет банкам осуществлять эффективное управление операционным отделом, и необходимо обращать внимание на решения, которые предоставляют финтех-компании.
Согласно исследованию, проведенному в 2016 году, финансовые учреждения тратят в среднем EUR 567 млн в год на обеспечение выполнения правовых требований и процедуру дью-дилидженс для клиентов. Процедура «Знай своего клиента» (KYC) также является очень трудоемким процессом и способствует повышению входного порога. В 2014 году Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала Общие стандарты отчетности (CRS), согласно которым финансовые учреждения в Гонконге с 2018 года будут обязаны предоставлять информацию о владельцах счетами уполномоченным лицам в странах, в которых владельцв счетов являются налоговыми резидентами. Однако, учитывая широкий масштаб стандартов отчётности CRS, соблюдение требований для отчетности потребует значительных ресурсов со стороны финансовых институтов. Процесс сбора данных будет представлять собой реальную проблему для финансовых институтов Гонконга. В рамках текущего процесса распределения средств при управлении активами каждый клиент идентифицируется несколько раз каждой из сторон, что приводит к дублированию работы при процедури дью-дилидженс для инвесторов, так и для дистрибьюторов. Финтех может упростить проведение таких процедур как KYC, противодействие отмыванию денег, процедуры «Знай Своих Поставщиков», первичную документацию и снизить общие операционные расходы при управлении активами, работе с дистрибьюторами и инвесторами. Финтех-компании стремительно развиваются, осуществляя регулируемую деятельность (RegTech), поэтому соблюдение требований регулирования увеличит эффективность
Ежегодно более 250 миллионов мигрантов по всему миру отправляют деньги на родину, совершая более 700 транзакций. В 2015 году общий объем денежных переводов мигрантов из стран Восточной Азии в страны Тихоокеанского региона увеличился до EUR 122 млрд (USD 129 млрд), а по оценкам Всемирного банка, средняя сумма денежных переводов по Южной Азии составила 5,41% в третьем квартале 2016 года. Новые валютные биржи и компании по переводу денежных средст заинтересованы в том, чтобы устранить неудобства, связанные с высокими комиссионными, длительными очередями и расстоянием до мест передачи. Гонконг — является международный финансовым центром и, следовательно, является одним из крупнейших рынков международных денежных переводов. Например, денежные переводы между Гонконгом и материковым Китаем стали третьим по величине коридором денежных переводов в 2015 году, составив EUR 14,75 млрд (USD 15,6 млрд). Высокий спрос на денежные переводы в Гонконге открывает возможности для финтех-компаний.
В Азии наблюдается высокая концентрация физических лиц с крупным чистым капиталом (лица HNWI). Рынок управления частным капиталом в Гонконге может увеличиться на 30% за ближайшие три-пять лет. Традиционно на рынке услуг по управлению частным капиталом доминируют крупные частные банки, которые работают за комиссию, и поэтому обычно доступны только для лиц-HNWI. Тем не менее, лица-HNWI, скорее всего, предпочтут услуги альтернативного управления капиталом, которые берут более низкую комиссию и предъявляют меньшие минимальные требования. В Азиатско-Тихоокеанском регионе 76% инвесторов-HNWI рассмотривают возможность использования роботизированного консультанта. 82,3% инвесторов ожидают, что менеджмент их состояния частично или полностью будет управляться через цифровые каналы в течение ближайших пяти лет, в то время как управляющие активами разрабатывают инструменты для своих дистрибьюторов, которые используют онлайн-дистрибуцию.
В меморандуме изложены следующие рекомендации:
- FSBC рекомендует правительству Гонконга уделять особое внимание местному спросу на Финтех в области платежных услуг, денежных переводов и роботизированных консультаций;
- FSBC рекомендует правительству Гонконга оказывать помощь финансовым учреждениям в поиске путей интеграции Финтех и RegTech в их бизнес-модель; и
- В свете Стратегии Европы на 2020 год, FSBC советует Европейской комиссии оказывать помощь финтех-компаниям в Европе в расширении бизнеса. Распостранение бизнес-деятельности необходимо для сохранения конкурентоспособности, и спрос на Финтех в Гонконге следует расценивать как возможность для расширения в Азии.
Предложение
Гонконг отстает от других крупных финансовых центров по количеству существующих в настоящее время поставщиков продуктов и услуг в Финтех индустрии. Тем не менее, в Гонконге растёт предложение, то есть возросло общее количество Финтех товаров или услуг, доступных для потребителей. Не существует единого источника информации, определяющего количество финтех-компаний, зарегистрированных или работающих в Гонконге, но следующие отраслевые органы предоставляют такую оценку.
AngelList — это платформа для стартапов, предоставляющая возможность коммуникации с инвесторами, талантливыми специалистами и бизнес-инкубаторами, более 16 000 компаний активно нанимают специалистов из более чем 250 000 кандидатов. В документах указывается, что согласно данным на декабрь 2016 года в Гонконге существует 73 финансовых стартапа, которые используют платформу AngelList. Startmeup.hk — представляет собой портал для стартапов, организованный правительством Гонконга, в котором насчитывается 138 финтех-стартапов в сравнении с 86 в 2015 году. В настоящее время на бирже размещены 63 финтех-стартапа.
Первая неделя Финтех в Гонконге, организованная в ноябре 2016 года, привлекла 2500 участников. Профессиональные организации в области бухгалтерского учета, банковского дела, финансов и права также сотрудничают с финтех-компаниями, отделами исследованиям и разработке, крупнейшими международными банками, соответствующими регуляторами и компаниями в сфере цифрового консалтинга для организации мероприятий, помогающих улучшить понимание тенденций Финтех в соответствующих отраслях и способствующих поиску возможностей адаптации к изменениям, позволяя при этом рынку оставаться актуальным.
FSBC рекомендует Европейской Комиссии следить за развитием Финтех в Гонконге. Гонконг как глобальный финансовый центр, открывающий возможность для выхода в материковый Китай, может стать основным финтех-центром в Азии. Это открывает возможности для европейских финтех-стартапов, желающих развить свой бизнес в Азии.
Hong Kong fintech
Tech start-up Hong Kong
European Chamber of Commerce Hong Kong
HKMA Supervisory Sandbox
Hong Kong technology
Financial Services Development Council
Position Paper on Hong Kong Fintech
Fintech solutions
SFC fintech contact point
Tech startups ideas
Top fintech companies
Hong Kong KYC
Hong Kong regtech
Fintech stock
Equity crowdfunding Hong Kong
Fintech banking
Financial Services Business Council FSBC
Charltons | Лучшая юридическая бутик-компания по сопровождению сделок 2017 года по версии Asian Legal Business Awards |
Данная новостная рассылка предоставляется исключительно в информационных целях. Содержание данной статьи не является юридической консультацией и не может рассматриваться в качестве подробной рекомендации. Передача или получение этой информации не подразумевают и не являются фактом установления законных взаимоотношений между Charltons и пользователем либо наблюдателем. Charltons не несет ответственности за какие-либо информационные материалы третьей стороны, доступ к которым может быть получен через сайт. |
|
Charltons Dominion Centre, 12th Floor 43-59 Queen’s Road East Hong Kong |
Телефон: + (852) 2905 7888 Факс: + (852) 2854 9596 https://www.charltonsquantum.ru |
Charltons Quantum - 2019 |